Французкий регулярный парк

Оранжерея в Версальском парке. Гравюра конца XVII века.

Оранжерея в Версальском парке. Гравюра конца XVII века.


Король Франции Людовик XIV любил совершать прогулки по дворцовому парку. Правда, они в меньшей степени сопровождались охотой, фейерверками, в которых участвовали придворные. "Золотой век" правления могущественного монарха приближался к концу, и он любовался воплощением своего пышного царствования - Версалем. В свите находился человек, которому король, строгий в вопросах этикета, позволял сидеть в своем присутствии. Это был Андре Ленотр, архитектор, "прекрасный садовник", чей талант прославил Францию на века. Его усилиями создан новый тип садово-паркового ансамбля - регулярный. Очарование последнего было столь велико, что по всей Европе стали разбивать парки, отличавшиеся четкостью, симметричностью плана.

Во времена, предшествовавшие нововведениям, поместье французского аристократа напоминало скорее военную крепость: высокие стены и башни с зубцами ограждали территорию, на которой располагались замок, хозяйственные постройки, сад. Вокруг возводили стены, вырывали ров; в замок можно было попасть только по разводному мосту. Идея устройства сада как продолжения дворца заимствована Ленотром у итальянцев. Парк понимался не только как часть замка, но как подобие города с проспектами, улицами, площадями и фонтанами. Лишь отчасти облагороженная природа итальянских садов уступила место природе, полностью подчиненной воле художника.

Ленотр был уже не молод, когда его с архитектором Л. Лево, декоратором и живописцем Ш. Лебреном пригласил министр финансов Фуке для строительства замка Во-Ле-Викомт. Так началась блестящая карьера будущего "короля садовников".

Строительство замка шло быстро. Для устройства садов снесли несколько деревень, отвели в сторону течение реки. К лету 1661 года все было готово. Во-Ле-Викомт считается образцом классического стиля. Он меньше Версаля, но более типичен для французского вкуса. Там впервые сложилась система, ставшая впоследствии отличительной чертой регулярного парка: перед замком находился партер - участок земли, поделенный центральной и боковыми аллеями на части. До Ленотра никто не устраивал зеленые и водные партеры. Зеленый партер представлял собой своеобразную лужайку прихотливых очертаний, с подстриженной травой, цветами различных сортов - все это в виде затейливого орнамента. Водные партеры - бассейны криволинейных форм. Чередование их плоскостей, симметричное расположение относительно центральной аллеи - характернейшая примета регулярного парка. Он был украшен скульптурами, расположенными в самых разных местах. Пленительный эффект, который создавала зеркальная поверхность воды, разнообразие красок партера вызывали восхищение у посетителей. Открытость, разомкнутость пространства радовала взор. Ведь еще недавно сады были огорожены крепостными стенами. Теперь ее заменила зеленая изгородь, обнесенная ажурной металлической решеткой.

План  Версальского  парка. О Гравюра середины XVIII века.

План Версальского парка. О Гравюра середины XVIII века.


Продолжение