Искусство

История искусства

Французкий регулярный парк

Боскет Бальный зал в Версальском парке. Гравюра конца XVII века.

Боскет "Бальный зал" в Версальском парке. Гравюра конца XVII века.


17 августа 1661 года замок Во-Ле-Викомт стал местом стечения тысяч гостей - в честь юного Людовика XIV давалось пышное празднество. Перед взором придворных предстал величественный замок и удивительной красоты парк. Широкая центральная аллея, идущая от дворца, делила партер на два широких зеленых сектора. В центре пересечения аллей располагался бассейн с фонтаном. На следующем участке - аллея из бьющих фонтанчиков. Неподалеку от дворца находился крестообразный канал, по которому скользили лодки, перевозившие гостей с одного берега на другой. Там же возвели высокий грот, который как бы замыкал перспективу, открывавшуюся на парк со стороны дворца. Всюду - аллеи, дорожки для прогулок.

В сопровождении министра, брата и принца Конде Людовик XIV осматривал дворец придворного. Роскошь, намного превосходившая королевскую, неприятно поразила монарха. Раздражение, вызванное самонадеянностью Фуке, нарастало с каждой минутой. Король ничего не знал о художниках, создавших это чудо. Он впервые слышал имена Л. Лево, III. Лебрена, А. Ленотра, композитора Ж. Б. Люлли, поэта Лафонтена, актера и драматурга Мольера, подготовивших праздник. После роскошного пира, устроенного на открытом воздухе, ночное небо над дворцом озарили огни фейерверков. Это было нестерпимо! Не оставаясь на ночь, не слушая уговоров, юный король покинул дворец. Через три недели по его приказу Фуке арестовали. Бывшего министра спасли от казни лишь политические связи. Замок Во-Ле-Викомт опустел, прислуга разбежалась. И сейчас дворцовый комплекс сохраняет тот же вид, что летом 1661 года.

Художники, музыканты, актеры, трудившиеся над созданием парка, участвовавшие в празднестве, приглашались на службу к королю. Чтобы возместить ущерб, нанесенный его чести, он задумал создать дворец и парк, превосходящие великолепием Во-Ле-Викомт. Место для строительства выбрали не очень удачно: болотистую низину вокруг охотничьего замка, принадлежавшего еще отцу Людовика XIV. Но дух соперничества с природой был так силен, что король остановился именно на Версале.

Фонтан Обелиск в Версальском парке. Гравюра конца XVII века.

Фонтан "Обелиск" в Версальском парке. Гравюра конца XVII века.


Это главный памятник, который воздвиг в свою честь французский абсолютизм. Не случайно во время Великой французской революции 1789 года гнев народа обрушился именно на Версаль, подвергшийся сильному разгрому. Разрушения, переделки отдельных частей парка, проводившиеся на протяжении столетий, естественное старение и гибель зеленых насаждений - все привело к изменениям в облике неповторимого шедевра паркового искусства. Исчезли многие боскеты, лабиринты, фонтаны, аллеи, утрачены скульптуры. О том, как все это выглядело, можно судить по старинным гравюрам. Воображение вдохнет жизнь в суховатые и строгие изображения. Нежная зелень деревьев и кустарников, изысканные композиции из цветов на клумбах, белый мрамор скульптур, голубизна неба, искрящиеся на солнце брызги воды, ожившей в фонтанах. Воздух напоен ароматом цветущих растений. Мелькают яркие наряды придворных, походивших на пестрых бабочек,- Людовик XIV запрещал появляться перед ним в темных костюмах...

Назад Продолжение