Искусство

История искусства

Пейзажный парк конца XVIII века в России

А. Мартынов. Колоннада Аполлона в Павловске. Литография. 1821-1822.
А. Мартынов. Колоннада Аполлона в Павловске. Литография. 1821-1822.


"ВСЕ К РАЗМЫШЛЕНЬЮ ЗДЕСЬ ВЛЕЧЕТ..."

Садово-парковое искусство имеет древнюю историю. Фрески, миниатюры, прикладные изделия, сочинения древних авторов сохранили до наших дней изображения и описания садов Древнего Египта, Вавилона, Рима, средневековой Европы. XVII век славится грандиозными парковыми ансамблями с регулярной планировкой. На смену им в середине XVIII века пришел пейзажный стиль, в основе которого лежало подражание естественной природе. Законодательницей новых вкусов стала Англия. Пейзажный парк воплотил идеи сентиментализма, интерес к миру человеческих чувств.

В России эта тенденция возникла еще в 1770-х годах. Увлечение философией Ж.-Ж. Руссо и поэзией Д. Томсона характерно для русской литературы того времени. Н. Карамзин писал:

О Томсон! век тебя я буду
                 прославлять!
Ты выучил меня природой
                наслаждаться.
И в мрачности лесов хвалить
                   творца ее!
Увлечение "свободной" природой нашло отражение и в живописи. Пейзажи Сем. Щедрина перекликались с произведениями К. Лоррена и С. Роза. Недаром Щедрина называли "русским Клодом". Изображения естественной природы служили фоном в живописи В. Боровиковского. На его известном портрете 1794 года Екатерина II представлена в Царском Селе. Императрица указывает на его живописный уголок, где над гладью искусственного озера возвышается Чесменская колонна. Жест призван напоминать не только о славных победах русского оружия над турками, но и о преобразованиях, начатых Екатериной II в загородных поместьях под Петербургом.

Во время ее царствования в России был разбит первый пейзажный парк в Царском Селе. О смене прежних художественных вкусов она писала в 1772 году Вольтеру: "Я страстно люблю теперь сады в английском вкусе: кривые линии, пологие скаты, пруды в форме озер, архипелаги на твердой земле, и глубоко презираю прямые линии. Ненавижу фонтаны, которые мучат воду, давая ей течение, противное ее природе. Словом, англомания преобладает в моей плантомании". В 70-х годах в Россию хлынул поток иллюстрированных изданий о садах "в новом вкусе", гравюр и увражей с изображениями модных парков. Английская культура находилась в центре внимания русских художников. В России хорошо были известны работы знаменитых мебельщиков, граверов, оружейников, мастеров фарфора. Но сами знаменитые парки находились далеко за морем.

Продолжение