Искусство

История искусства

Пейзажный парк конца XVIII века в России

Сем. Щедрин. Гатчина. Каменный мост у площади Коннетабль. Масло. 1790-е годы.
Сем. Щедрин. Гатчина. Каменный мост у площади Коннетабль. Масло. 1790-е годы.


В конце 1770 года императрица послала придворного архитектора В. Неелова в Англию. Он посетил загородные поместья на западе страны, познакомился с работами известных архитекторов. Привез несколько десятков гравюр, изображавших лучшие парки в Уилтоне, Стадли Ройял, Кью и Стоу. Английские гравюры послужили материалом для создания пейзажных уголков в Царском Селе. Вскоре коллекцию Екатерины II пополнили листы, привезенные английским архитектором И. Бушем. Он составил проект нового парка и весной 1772 года начал претворять его в жизнь. Старая регулярная часть не подвергалась переделкам. Работы развернулись на участке между Подкапризовой дорогой и Большим озером. Берегам прямоугольных прудов были приданы естественные плавные очертания. Перед фасадом дворца Буш разбил большой луг, ставший центральной перспективой. Ее завершал остров с живописными группами деревьев, который служил переходом от искусственного ландшафта к естественному. Темно-зеленые ели и пихты создавали выразительный фон.

Растительность размещалась там с учетом цвета листвы, высоты ствола, очертания кроны, смены ее окраски по временам года. Отдельные деревья вносили свое настроение в восприятие окружающей природы, Печальными казались плакучие ивы, опустившие ветви I озеро, еветлое, оптимистичеемое настроение вызывали белые стволы берез, величественные дубы вселяли уверенность в вечном постоянстве природы.

К концу 1770-х годов завершился первый этап создания пейзажного парка в Царском Селе. Летом 1779 года в Россию приехал английский архитектор Ч. Камерон. Он начал проектировать зал для концертов на острове Большого пруда и холодную баню с галереей. Камерона не устраивал плоский рельеф Царскосельского парка. Он решил соорудить террасу, доминирующую над озером, и грандиозную лестницу, ведущую со второго этажа прямо в сад. Так создавалось впечатление холмистого рельефа. Искусственные насыпи с большим мастерством создавались и в английских поместьях Петуорф, Бовуд, Роузхэм.

А. Мартынов. Екатерининский парк в Царском Селе. Фонтан
А. Мартынов. Екатерининский парк в Царском Селе. Фонтан "Молочница". Литография. 1821-1822


Русским мастерам, работавшим над созданием пейзажного парка, удалось почувствовать его особенности и найти свое, национальное решение. Английские архитекторы, в свою очередь, внимательно изучали особенности русского ландшафта, художественные традиции. В результате творческого содружества и были созданы живописные уголки природы в загородных резиденциях.

Назад Продолжение