Искусство

История искусства

Пейзажный парк конца XVIII века в России

Столешница с видом Павловского парка. (По акварели Сем. Щедрина.) 1798.
Столешница с видом Павловского парка. (По акварели Сем. Щедрина.) 1798.


Самым известным среди пейзажных парков, созданных под Петербургом в конце XVIII века, стал Павловский. Его нельзя назвать чисто английским. Там органически сплелись черты пейзажных парков Англии, регулярных - Франции, итальянских загородных вилл. Над созданием павловского ансамбля работали архитекторы разных национальностей: англичанин Ч. Камерон, итальянцы В. Бренна, П. Гонзаго, русские А. Воронихин и К. Росси. Камерон определил основную схему планировки и разработал проект преобразования долины реки Славянки в уголок пейзажного парка. Извилистые дорожки, пролегавшие вдоль берегов, соединяли разнообразные "картины" в долине реки. Поэт В. Жуковский так излагал свои впечатления от прогулок:
Иду под рощею излучистой
                          тропой; 
Что шаг, то новая в глазах моих
                         картина: 
То вдруг сквозь чащу древ
             мелькает предо мной, 
Как в дымке, светлая долина; 
То вдруг исчезло все... окрест
                 сгустился лес...
За изгибом реки путнику открывался великолепный храм Дружбы, напоминавший античную ротонду. Окруженный зеленью, он казался то приземистым и тяжелым, то легким, эфемерным. Он по-разному воспринимался с видовых точек, предусмотренных архитектором. Ч. Камерон, возможно, использовал композицию ландшафта в Вест-Вукомб Парк (графство Букингэмпшир). На одной из гравюр с картины английского художника Т. Дэниэла изображен Музыкальный павильон, окруженный группами деревьев, вдали - мостик и замок на вершине холма. Внешне все напоминает окрестности Павловска. Но насколько русским, органично слившимся с тихими берегами Славянки и северным неярким небом стал ландшафт, созданный Камероном в Павловске! Его окрестности стали местом бесед и раздумий. "Все к размышленью здесь влечет невольно нас",- писал Жуковский. Пейзажи словно соответствовали человеческим чувствам, были полны различных настроений. "Павловск обладает тем очарованием, которое создает его характер; он должен удовлетворить всем вкусам, и даже смело могу сказать,- утверждал литератор Сен-Мор,- он отвечает всем настроениям души. Вот то, что его всегда выделит из ряда английских садов".

XVIII столетие возвело садово-парковое искусство в ранг "высоких". В Европе не было страны, которая не подверглась бы английским влияниям в этой области, но везде (в том числе в России) ему были присущи национальные черты. В начале XIX века влияние английских садовых мастеров ослабевает в силу политических причин, но их связи с Россией не прерываются. В Петергофе работали А. Менелас и Гульд, в Царском Селе - И. Буш. Становятся известными гравюры с картин Тернера, Констебля, Никольсона с изображениями парковых ансамблей. Русское искусство все больше вовлекалось в общеевропейское романтическое течение. А пейзажный парк стал его своеобразным символом.

Назад