Искусство

История искусства

Раннехристианская архитектура Южной и Восточной Европы

История европейского средневековья охватывает период с V по XV в. События раннего этапа этой истории имеют исключительно важное значение для понимания законов развития архитектуры тех народов, которые попали в сферу социально - хозяйственной революции, подводящей черту античности.

В конце IV в. Римская империя была разделена на Западную и Восточную части. Западная империя вскоре окончательно пала под ударами варваров, а Восточная, позже названная Византией, продолжала оставаться культурным центром цивилизованного мира. Пока Константинополь, столица Византии, сохранял значение главного перевалочного пункта в торговле Азии и Европы, он неизменно, подобно древнему Вавилону, восстанавливал свой блеск и богатство после неоднократных разорении, возвращал империи политическое и экономическое могущество.

Очередное Великое переселение народов дало толчок активному синтезу культур, имеющих самую различную "географию" происхождения. Архитектура процветавшей Византии соединила в себе конструктивные и художественные приемы античности, восточный опыт возведения куполов, мотивы славянского, закавказского и кочевого тюркского зодчества. И вместе с тем она была качественно новым явлением, источником новых архитектурных идей, получивших продолжение в Западной Европе, у восточных славян, в арабских странах.


Раннехристианская архитектура Южной и Восточной Европы: Рим, базилика Максенция

Рим, базилика Максенция

Экономика сложившихся после античности обществ была основана на эксплуатации крестьян - испольщиков, которые работали на принадлежавших крупному владельцу земельных наделах - феодах, давших и название общественно - экономической формации - феодализм. Возросшая производительность труда позволила освободить часть населения для других отраслей производства. Развиваются торговля, ремесло, происходит более глубокая профессиональная специализация, в том числе и в строительном деле.

Но самой важной для судьбы средневековой архитектуры оказалась идеологическая перестройка общества, смена языческих религий с многочисленными божествами религиями монотеистическими: христианством, мусульманством, буддизмом.

Христианство зародилось в конце I в. в восточных провинциях Римской империи, переживавших после восстаний и карательных экспедиций Рима тяжелый экономический и духовный кризис. Здесь царили настроения упадка, отчаяния. Первые христиане верили в скорое падение ненавистной Римской империи, в пришествие спасителя Иисуса Христа, который установит на земле царство справедливости.

Со временем дух первоначальных христианских идей спасения подменяется призывом к терпению. В таком качестве, писал Ф. Энгельс, христианская церковь из религии "рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов" превращается в активного помощника эксплуататорских классов. В конце IV в. христианство было признано официальной религией Римской империи.

Союз церкви и господствующих классов был необходимой базой феодализма при сложившихся производственных отношениях, общественной структуре и низком уровне естественно - научных знаний.

В официальных храмах устраивались богослужения, рассчитанные на множество присутствующих, что было важно для пропаганды идей христианства, демонстрации могущества и божественной природы земных царей. Храмы - базилики планировались таким образом, что место духовного иерарха, а в последующем алтарь располагались в апсиде. Участники богослужения занимали все пространство базилики от алтаря до дверей сообразно духовным и сословным рангам. Чтобы увеличить вместимость почетного предалтарного пространства, устраивался трансепт - поперечный неф. Стало правилом ориентировать здания храмов апсидами на восток соответственно древнейшим истокам христианской обрядности - почитанию восходящего солнца.

Становление архитектуры Европы на ранних этапах феодализма и создания централизованных государств происходило неравномерно из - за большой разницы уровней культуры в целом. Молодые государства, в которых только начиналась централизация власти, в развитии своей культуры подражали Византии, особенно в области культового строительства. Христианство получает распространение в Западной Европе и у восточных славян. Через религиозный «мост» византийские достижения в архитектуре быстро проникали в соседние страны.