Архитектура: Модернизм

Модернистические течения

Значительное распространение в первое десятилетие XX в. получил ряд направлений, связанных с отходом буржуазной культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности, которая все более вызывала у многих художников страх и ненависть.

Выступления художников - модернистов принимали форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов искусства.

Творчество таких больших мастеров, как, например Матисс, Пикассо, Марке и др. выходило за пределы программы этих направлений, иногда, как в случае с Марке, порывало с модернизмом.

Стремление найти связь с жизнью, решить большие социальные проблемы порождало в их творчестве мучительные противоречия. Элементы реализма то в скрытом, то в более явном виде пробивались в их искусстве сквозь различные деформирующие приемы передачи действительности.

Постмодернизм с 1918 г.

Преобладающие и модные цвета Бежевая гамма, серебристый, "металлик", перламутровый, флюоресцентный
Линии стиля модернизм Динамичные, свободные
Форма Рациональные и свободные; симметричные и асимметричные; трансформы
Характерные элементы интерьера Большие, просторные залы; легкие, оригинальные конструкции; контрастные текстурные и фактурные сочетания. Применение искусственной кожи, никелированных и хромированных материалов.
Конструкции стиля модернизм Унифицированные сборные и разборные; логичные и целесообразные; легкие алюминиевые и традиционные железобетонные; арочные, балочные и вантовые
Окна Просторные, иногда во всю стену; раздвижные, откидные, распашные и поворотные
Двери стиля модернизм Телескопические, раздвижные, складчатые, качающиеся, балансирные, вращающиеся и др.


История культуры XX в. с самого начала была отмечена сложными социальными сдвигами. Несмотря на революционные события 1918 г., реакции удалось укрепить свою власть. Однако экономические успехи были вскоре омрачены мировым экономическим кризисом. Приход к власти фашистов и вторая мировая война принесли много проблем.

Картина архитектуры государств достаточно объективно отражает политические реалии. Распространившаяся после первой мировой войны в Европе, а позднее по всему миру, тенденция к рационализму в архитектуре и функционализм, так называемое современное движение, противостояли друг другу. Тенденции к отрицанию эмоционально бедной функциональной архитектуры, поискам необычных, подчас забытых, шокирующих архитектурных форм в последние десятилетия получили воплощение в архитектуре постмодернизма.

Главные проблемы архитектуры XX в. лежат, безусловно, в социальной сфере. В результате общественного развития, роста материальных и духовных потребностей людей, обостренных большими разрушениями второй мировой войны, возник острый дефицит организованного и застроенного архитектурного пространства. Следствием этого стало беспримерное по масштабам строительство. Стремление землевладельцев, заказчиков и строительной индустрии к получению сверхприбылей вступило в конфликт с проектами архитекторов. Технологии, разработанные для рационального массового производства строительных конструкций для жилых и промышленных зданий из унифицированных сборных элементов, предусматривают стандартизацию и типизацию и таят в себе опасность монотонной застройки окружающей среды.

Задача современных архитекторов состоит в том, чтобы, используя исторические особенности каждого города, а также рациональные и гибкие технологии, создать живую и активно взаимодействующую с природой архитектурную среду. Только тогда можно будет называть архитектуру так, как ее называли раньше "застывшая музыка".