Искусство

История искусства

Искусство Юго–Восточной Азии

Искусство Юго–Восточной Азии: Храм в Ангкор-Вате
Храм в Ангкор-Вате, XII-XIII века (Камбоджа)
В Юго-Восточной Азии, особенно в Камбодже и Индонезии, индуистская и буддийская религии породили блестящую архитектуру и скульптуру, которые превзошли лучшие образцы искусства даже самой Индии.

Искусство Юго–Восточной Азии: Ступа в Боробудуре фрагмент

Ступа в Боробудуре фрагмент,
VIII-IХ век, Ява (Индонезия)
В первые века нашей эры появление буддизма и индуизма в Юго-Восточной Азии (от Лаоса до Сингапура) положило конец местным древним культам.
Индийское влияние

В Камбодже и на Яве индийское влияние объясняет культурно-религиозную эволюцию, а также связанные с ней изменения в изобразительном искусстве. Повсюду возводятся храмы и ступы, свидетельствующие о пришествии новых культов. Где-то с VIII века они видоизменяются, адаптируясь к местным условиям. В Камбодже в начале XII века был создан колоссальный храмовый комплекс в Ангкор-Вате; спустя столетие - не менее грандиозный архитектурный комплекс с тысячами скульптур в Ангкор-Томе. Глубокая эволюция индийского искусства выразилась как в общем усилении монументальности, так и в приумножении декоративно-зрелищных элементов. Еще один пример зрелищности в искусстве стран Юго-Восточной Азии - колоссальный пятиэтажный храм-пирамида в Боробудуре на острове Ява (Индонезия) с тысячами статуй и восхитительными барельефами на темы индуистской мифологии.

Искусство Юго–Восточной Азии: Фриз с изображением апсар

Фриз с изображением апсар ХII-ХIII век, камень. Храм в Ангкор-Вате (Камбоджа)
Великие храмы Ангкора

Между IX и XV веками династия кхмерских королей основала столицу и построила гигантский храм - Ангкор-Ват. Ансамбль его симметричен: вокруг центральной постройки расположены более приземистые, связанные линиями, воспроизводящими траектории небесных светил. Это поражающее взгляд сооружение - один из крупнейших архитектурных памятников мира. Оно окружено мощеными дорогами, крытыми улицами и извилистыми рвами. Длина главного здания составляет сотни метров, высота - все 60 м. Все сооружения комплекса возведены из каменных блоков, уложенных один поверх другого без цемента: они держатся благодаря системе особых зарубок. Та же строительная техника использована в соседних фигурных башнях храма Байон в Ангкор-Томе. Его горообразные башни несут на себе колоссальные изображения ликов Будды и похожи скорее на творения природы, а не человеческих рук.

Повторяющиеся скульптурные изображения

Искусство Камбоджи и Индонезии - это не только культовые сооружения, но также пышные дворцы, высящиеся как рукотворные горы среди моря джунглей. Одна из удивительных особенностей архитектуры Юго-Восточной Азии -принцип умножения, повторяемости. Название города-дворца Боробудур на индонезийском острове Ява означает "множество Будд". Это - один из главных центров буддизма в регионе, известном своими высокогорными равнинами, на которых выстроились в ряд сотни ступ, сотни статуй Будды, закрытых своеобразными каменными колпаками-клетками. Все эти статуи почти одинаковы и отличаются только положением рук, означающим зашифрованные жесты - мудры. В Ангкор-Вате декорированные барельефы с фризами, украшенными изображениями апсар - небесных танцовщиц, - представляют собой другой пример многократного повторения изображений. В индуистской религии апсары ублажают своими танцами богов, но обычных смертных совращают с пути истинного. Бесконечный ряд грациозных силуэтов усиливает зрительную иллюзию движения.

Искусство Юго–Восточной Азии: Фантастические животные
Фантастические животные

Индонезию иногда называли "архипелагом богов", так как здесь на протяжении веков исповедовались многочисленные религии от индуизма до буддизма, а с XVI века - и ислам, ставший преобладающим. Среди самых типичных произведений изобразительного искусства Явы - скульптуры драконов и прочих чудищ, пришедших с индуизмом. Эти скульптуры из крашеного дерева с извилистыми контурами, вызывающими ассоциации с пляшущими языками пламени, производятся народными мастерами и сегодня.

Дракон начало XIII века, песчаник, 1,20м, Музей Гиме, Париж