Искусство

История искусства

Классическая живопись Китая

Классическая живопись Китая

Фан Куань.
Путники среди гор и потоков.
Фрагмент.
Тушь, минеральные краски.
Конец X-начало XI века.

Классическая живопись Китая

Ма Юань.
Ученый со слугой на горной террасе.
Тушь, шелк.
Конец XII- начало XIII века.

Пейзаж средневекового Китая неразрывно был связан и с поэзией. Не случайно один из теоретиков искусства IX века Чжан Янь-Юань подчеркнул их слитность словами: "Когда не могли выразить мысль посредством живописи - писали иероглифы, когда не могли выразить мысль посредством письменности - писали картины". Действительно, на картинах китайские живописцы часто красивым каллиграфическим почерком выводили стихи. Многие из художников одновременно были поэтами - настолько искусство слова и изображения было взаимосвязано.

Соединение картины и каллиграфической надписи возникло уже в первых веках нашей эры. Иероглифы обогащали смысл произведений, давая пищу фантазии, воображению зрителя. Высокоценимые как особый вид искусства, надписи имели самостоятельное художественное значение. Создавались целые их свитки, исполненные в самых разных манерах и стилях. Обращение к возможностям каллиграфии не было случайным. Иероглиф в Китае - нечто значительно большее, чем мысль, выраженная средствами письма. Его извилистая и упругая линия - то острая и колючая, то ломкая, то широкая и свободная - отражала настроение мастера, его темперамент, артистизм натуры. Иероглиф - это своего рода говорящий орнамент.

Классическая живопись Китая

Фан Куань.Путники среди гор и потоков.
Тушь, минеральные краски.
Конец X-начало XI века.

Назад Продолжение


См. так же в библиотеке: Китайская пейзажная живопись, Китайский портрет, Китайская живопись: цветы и птицы, Китайская каллиграфия.