Искусство

История искусства

Бонсай

Бонсай

ИСТОРИЯ БОНСАЙ

Бонсай зародился свыше тысячи лет назад в Китае, но история его развития в Китае пока не изучена. В Японию это зернышко великой китайской цивилизации прибывает на волнах распространяющегося дзэн-буддизма в период позднего Камакура (1249-1382 гг.).

На свитках периода позднего Камакура "Касуга гонгэн рэйгэнки", а также более поздних "Хонин сенин эдэн", "Иппэнками-хитоэдэн" встречаются такие изображения хатиуэ, которые можно оценивать как ранний бонсай. Глядя на них, можно догадаться, что уже в то время травы и растения культивировались с использованием специальной посуды, ими украшались сады и жилища.

Как поется в народной песне эпохи Муромати (1392-1573 гг.) "Дерево в горшке", т.е. несколько позднее, Сано Гэндзаэмон любовался хатиуэ сливы, вишни, сосны. Видимо, культура, подобная бонсай, была популярна среди эстетов уже той эпохи.

В поздний период Эдо (1600-1867 гг.), отображая жизнь простого народа, художники Утамаро, Хиронобу, Тоекуни, Харунобу,Киенага и др. рисовали нечто такое, что по форме стволов и ветвей не уступало современному совершенному бонсаю. Но создавались эти рисунки под влиянием не столько хатиуэ, сколько стремительно развивавшегося садового искусства: они рисовали плодовые деревья, а не экземпляры хатиуэ. От позднего Эдо до начала эры Мэйдзи (1868-1911 гг.) бонсай составляли главным образом деревья-уродцы, т.е. искривленные, калеченные, карликовые деревца.

С 1887 г. бонсай уходит от традиционного хатиуэ и развивается в современное совершенное искусство, породившее прекрасные творения. Ранний период Мэйдзи был эпохой просвещения, эпохой заимствования всего заморского. Людей, увлекавшихся бонсай, почти не стало, все сады были оккупированы европейскими травами и цветами. Но подобное продолжалось не долго.

В связи с победой в японо-китайской войне в 1895 г. судьба японского государства начала расцветать не по дням, а по часам. Стремительно возрождался и японский вкус Одним из проявлений этого процесса стал интерес к бонсай. В центральных районах Токио начали появляться сады ароматических деревьев Японии и Китая, сады ароматических мхов. Влиятельные поклонники бонсая поддерживали исследовательские работы по этому искусству. Численность приверженцев его росла, его ценителями и коллекционерами стали гиганты политического и делового мира той эпохи - Кидо Такаеси, Ито Хиробуми, Хара Такаси, Мацуката Масаеси и др. Они и подготовили почву для современного бонсая.

Они добились успехов в области формы дерева. Стволы и ветви формовались в манере художественных образцов модных в те годы южно-китайских школ живописи "горчичный сад", "альбом бамбука" с присущей им напряженной динамикой. Массовым увлечением стали прогулки на природу, натурные зарисовки деревьев тысячелетнего возраста, красивых ландшафтов и пейзажей, и на этой основе - создание деревьев высокохудожественных форм. Так возникло огромное разнообразие современных стилей бонсая: "прямой ствол", "склоненный ствол", "скрученный ствол", "каллиграфическое дерево", "обрыв", "полуобрыв", "пень", "бамбук и камни" и др. Но самым эпохальным открытием в истории бонсая стало применение проволочной обвязки.

Ранее в процессе культивирования применялись прививки, черенкование, ощипывание лишних почек и обрезание ветвей, но интенсивное формирование дерева было затруднительным. Примерно в 1895-96 гг. один приверженец бонсая из Осака послал своему товарищу в Токио деревце сосны, ветви которого во избежание поломки были зафиксированы проволокой. Благодаря данному намеку мы обрели возможность свободно формовать ствол и ветви с помощью проволоки.

После сказанного можно назвать основные направления разработки искусства бонсай в кругах его любителей в эпоху Мэйдзи (1868-1911 гг.).

1. Наиболее подходящими для бонсай считались китайские плошки, антикварные и новые. Они импортировались из Китая. Одновременно были налажены их производство и обжиг по китайским образцам в Японии.

2. Саженцы бонсай отбирались из числа старых карликовых деревьев. Их разыскивали в горах по всей стране. Наряду с этим развивалось и искусственное культивирование - высадка черенков, отводки, деление, прививки. Численность культивируемых видов достигла 200-300.

3. По размеру бонсай стабилизировался в основном на уровне 54 см высоты ствола. В те годы он был, главным образом, украшением ниши японского дома, он должен был гармонировать с комнатой.

4. Развивались и методы любования бонсаем. Помимо украшения домашней ниши, их стали экспонировать при проведении чайных церемоний.

Тогда же начали публиковать исследования о бонсае, критику, создавать ассоциации, выпускать "Новости искусства бонсай". Тем самым был внесен значительный вклад в дело его развития. Однако должно признать, что с того же времени бонсай покинул жизнь простых людей и стал забавой богачей и тихих обителей.

Подобные тенденции доминировали и в период Сева (1926-1989 гг.). Великое землетрясение в сентябре 1923 г. в районе Кан-то нанесло сокрушительный удар и по Токийскому клубу бонсай. Тем не менее, по мере восстановления районов, обращенных землетрясением в руины, жажда человеческого сердца, изнывающего по зелени и цветам, возродила энтузиазм к природе и бонсаю. На протяжении нескольких лет с 1933-34 гг. бонсай вновь переживал популярность по всей стране как среди высших, так и среди широких социальных слоев. Это был его беспрецедентный "золотой век".

Вступление Японии во вторую мировую войну вторично нанесло ему жестокий удар. После многих лет запустения и небрежения вместе с возрождением государства и стабилизацией жизни началось и возрождение бонсая. Ныне он снова достиг уровня общенационального бума.


Назад Продолжение