Искусство

История искусства

Икебана

Икебана. Композиция из цветущих веток и ириса в двух вазах.

Икебана. Композиция из камелий, сосны и замшелых сучьев.

В японской аранжировке в отличие от европейской наиболее важным элементом красоты считаются линии, придающие композиции динамичность и выразительность. Разнообразные линии образуются ветками деревьев и кустарников, предварительно очищенными от излишних листьев, ответвлений и сучьев, стеблями цветов и трав, злаковых и т. д. Они могут быть прямыми, ломаными, плавными и даже причудливо изогнутыми или закрученными. Естественную изогнутость можно усилить умелой обрезкой веток у развилок, добиваясь красивого графического рисунка. При необходимости стебли гнут руками. Даже у обыкновенной ветки сосны, особенно взятой со старой кроны, можно обнаружить удивительно изогнутую линию, если очистить ее от хвои, оставив на концах изящные "кисточки".

Цвет - ведущий элемент в икэбане. Одна из любимых окрасок - желтая, золотистая. Белый цвет - цвет траура, но сочетание его с красным очень популярно, так как создает ощущение радости и праздничности.

Нередко цвет концентрируется в виде так называемой "массы". Обычно она составляется из мелких цветов: незабудок, анютиных глазок, ландышей, крокусов, душистого горошка, которые трудно использовать в одиночку. Элемент "массы" чрезвычайно важен в японской аранжировке: он сгущает окраску, дает ощущение силы цвета, создает акцент. Вообще акцент необходим в каждой композиции. Это наиболее привлекательная и броская часть аранжировки, без нее икэбана лишается выразительности, становится монотонной, безликой. Наряду с цветовым пятном, акцентом может быть особо привлекательная форма цветка, причудливая раскраска крупного листа, яркий плод и т. д. Для достижения художественного эффекта японские мастера также широко используют контрасты: сочетание круглых листьев и тонких стебельков, глянцевитых и пушистых растений.

В композиции соблюдается определенная уравновешенность между отдельными частями. Крупные цветы располагают ближе к основанию аранжировки, а мелкие, на тонких ножках - по периферии. Темные цветы ставятся ниже, светлые - выше. При этом композиция становится зрительно более устойчивой. В целом -произведения икэбаны отличают гармония, соотнесенность между растениями и вазой, с которой они составляют единое целое, а также между вазой с цветами и окружающей обстановкой.


Назад Продолжение