Искусство

История искусства

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО

ГЕРОИЧЕСКОЕ СКАЗАНИЕ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ

Смысл средника иконы "Архангел Михаил" можно определить следующим текстом из сказания о чудесах архангела: бог "поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола оберегать и хранить преткнувшегося т. е. изгнанного из рая человека" 2.

Печатью необычности отмечено не только изображение архангела в среднике кремлевской иконы, но и его фон. На левкасе прографлены изгибающиеся стебли с листьями сложного рисунка, из которых иногда выглядывают диагональной штриховки треугольники; между стеблями на фоне множество вдавленных точек. Вся покрытая золотом поверхность напоминает украшенный резьбой или гравировкой металл. Образцы этой техники встречаются в сербских и византийских иконах. В древнерусских памятниках она больше известна по произведениям Новгорода и Пскова XV века. Но и в XIV веке мы видим эту технику на "Отечестве" из Новгорода 3, повторяющем, по свидетельству Л. С. Ретковской4, югославянский памятник, и в "Архангеле Михаиле" - иконе из Ярославля, написанной около 1300 года5. Последний пример особенно интересен в связи с тем, что изображения архангела Михаила с узорным нимбом встречаются не один раз. Фон, заполненный резным орнаментом,- редкое явление в древнерусском искусстве. "Распятие с предстоящими" на окладе Евангелия Симеона Гордого, 1344 год,- пока единственная аналогия среди данных памятников. Композиция вырезана на трех металлических пластинках. Вокруг фигур - лиственный орнамент. Решение, по форме близкое кремлевской иконе, но в существе своем иное. Резьба или гравировка- техника, естественная для металла, - на левкасе - необычна.

Конечно, можно предположить, что левкас на кремлевской иконе был прографлен в подражание золотому металлическому окладу, из художественных соображений. Мастера этим приемом не только особенно украсили икону, но и сохранили единство живописной поверхности, все-таки существенно нарушаемой басмой или окладом. Но в самом построении орнамента фона важно то, что он не имеет рапорта, в отличие от орнамента басмы или оклада. Он построен не по законам симметрии, а с соблюдением гармонического равновесия деталей. Так что простым подражанием басме или окладу его считать нельзя. Орнамент, видимо, здесь имеет определенный смысл.

Истолкование этого замысла,- по-видимому, предмет размышления для многих будущих исследований. По этому поводу можно сделать следующее предположение. Описание рая в "Житии Василия Нового" 6 можно соотнести с изображением фона иконы: там говорится о златолистных деревах и виноградниках Эдема, откуда были изгнаны Адам и Ева. Деталь иконы “Архангела  Михаила” из Архангельского собора Московского Кремля

Не объясняются ли все особенности фона тем, что это не орнаментальное украшение, а изображение вьющегося златолистного виноградника, вырастающего из зеленого позема? Может быть, это изображение Эдема. Архангел с поднятым оружием перед эдемскими кущами стоит как хранитель рая. Возможно, что подразумевается изгнание "скверных" - Адама и Евы, подпавших под власть сатаны, из рая. Вместе с тем этим знаменуется начало служения ангелов во главе с архангелом Михаилом человеку, начало борьбы с сатаной и его демонами на земле.

В связи с вышесказанным останавливаемся на мысли о том, что и фон, и изображение в среднике находятся в тесной смысловой связи.

Восемнадцать клейм с деяниями ангелов окружают средник иконы "Архангел Михаил". Литературного источника порядка их расположения пока обнаружить не удалось.

Наиболее полный сборник сказаний о деяниях ангелов - "Великие Минеи Четий" митрополита Макария 8 - содержит такие варианты последовательности деяний:

"Сказание чудес великого божия архистратига Михаила сведено вкратце" - изложение деяний в порядке последовательности событий в Библии.

"Похвала архистратигу Михаилу" - названо только шесть чудес, из них одно - "Побиение войска ассирийского" - изображено в иконе.

Проложное сказание "Собрание девяти чином..." - семь чудес в хронологическом порядке Библии.

"Пандолеонта диакона и хартофилака великия церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, архистратига" - тридцать шесть разных по объему глав, каждая из которых повестствует о каком-либо деянии. Изложение идет в порядке библейской последовательности событий; есть одно отступление - глава о Енохе помещена в середине сказания.

В просмотренных рукописях XIV-XVI веков из собрания ГБЛ сказания о чудесах архангела Михаила повторяют те же варианты, которые собраны в "Великих Минеях Четиих".

В печатном Прологе 1675 года повторено в основном "Сказание... сведено вкратце" с прибавлением текста о "Всемирном потопе" и "Чуда о Навуходоносоре". "Явление ангела Пахомию Великому" является частью жития этого святого. "Чудо в Хонех" описывается в обширном сказании в Минее на 6 сентября (в сказаниях о деяниях ангелов не упоминается).

Так как клейма в иконе не соблюдают последовательности событий Библии, то можно предположить, что порядок клейм не восходит к определенному литературному источнику, а является выражением самостоятельного замысла создателей "Архангела Михаила". клейма - здание, похожее на крепостную башню. Предполагается, что это "Побиение войска ассирийского". Но этот эпизод изображен в 13-м клейме. Люди под ногами ангела изображены не в воинском одеянии, а потому не могут быть войском Синахериба.


"Троица" "Собор архангелов" ? "Видение Даниила" "Борьба за тело Моисея"
"Лествица Иакова" "Три отрока в пещи огненной"
"Архангел перед Иисусом Навином" "Изведение апостола Петра из темницы"
"Явление ангела Пахомию Великому" "Борьба Иакова с ангелом"
"Разрушение Содома" "Побиение войска ассирийского"
? ? ? "Покаяние Давида" "Чудо в Хонех"


Большая часть сюжетов клейм иконы ясна по значительному количеству аналогий, но некоторые из-за редкости изображения и совершенной утраты надписей в композициях до сих пор не получили убедительного истолкования. Сомнение вызывает расшифровка следующих композиций: среднее клеймо верхнего ряда (3-е) и три левых клейма - нижнего (14, 15, 16-е).

3-е клеймо. В центре композиции ангел в короткой темно-зеленой тунике, наклонившись над упавшими людьми, замахнулся на них мечом. За его спиной в левой части




2 Великие Минеи Четий, собранные митрополитом всероссийским Макарием. СПб., 1897, ноябрь, дни 1-12, стлб. 251.
3 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи, т. I. М., 1963, №25.
4 Л. С. Ретковская. О появлении и развитии композиции "Отечество" в русском искусстве XIV-XVI веков.- "Древнерусское искусство. XV - начало XVI века". М., 1963, стр. 245.
5 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Указ, соч., № 163.
6 ГБЛ, Ф. 299/4.
7 Так, например, описывается в "Житии Василия Нового" его небесное жилище: там "различны древеса зело красны, листовие злато имоуще... град, еже есть рай, его же Бог насади на востоце, что бы рекл еси... сей противо оному стень есть и сон" (л. 49); "и вниде в сущий на востоце чюдный и преудивленный рай едемскйй, Богом насаженный он виноград, от него же Адам изгнан бысть за преступление заповеди" (л. 217). Указание на житие было сделано М. А. Ильиным, за что приношу ему глубокую благодарность.
8 Великие Минеи Четий, собранные митрополитом всероссийским Макэрием.



Назад Продолжение