Искусство

История искусства

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО

РУССКОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО

Высоко вздымается сруб кондопожского храма. Бревна громадные, тяжелые: один венец, другой, третий... десятый... Стены четверика поднимают ввысь рубленый восьмерик, да не один, а два - один на другом. Верхний шире нижнего, и соединяются они плавным промежуточным повалом, над которым тянется поясок из резных досок. Верхний восьмерик, в свою очередь, переходит в повал, еще более энергичный и широкий, а уж на нем пятнадцатиметровый шатер, увенчанный главкой с крестом. Церковь Успения в селе Кондопога. Южное крыльцо.

Дерзко и горделиво взметнулась Успенская церковь над озером - на сорок пять метров! Перед ней расстилаются онежские воды с длинными узкими островками и темной полосой лесистого берега, позади - длинная лента дороги и протянувшееся вдоль берега село. В этом окружении церковь кажется еще более высокой и величественной. Уверенно подчиняя себе окрестное пространство, она и господствует над ним и сливается с ним в едином образе. Порой даже кажется, что вначале человек воздвиг храм, а уж потом создал ему достойную оправу - и озеро, и берег, и село.

Ни на миг не затихает Онего-озеро. То тихое и ласковое, когда лениво, будто нехотя лижут его волны прибрежные камни, то ярое - ревет, и холодные волны одна за другой с безнадежным упорством бьют в берег у самого сруба.

А храм стоит, не дрогнув перед своенравной стихией. Его силуэт виден на много верст кругом. На него берут курс рулевые судов, бороздящих Чупа-губу, рыбаки, спешащие к спасительным берегам.

Не раз отчаявшимся было путникам вселял надежду гулкий звон колоколов или яркий свет на звоннице.

Поистине эпическая мощь слышится в ней. Однако сила эта не тяжелая и гнетущая, а добрая и приветливая. Здание хоть и суровое, но вместе с тем живописное, легкое, стройное. С востока кх основному четверику примыкает прямоугольная алтарная часть, перекрытая бочкой с главкой, а с запада - обширная трапезная под двускатной крышей. К боковым фасадам трапезной лепятся два чудесных висячих крыльца! Церковь Успения в селе Кондопога. В трапезной.

Архитектура кондопожского храма вся основана на тонких и выразительных контрастах и сопоставлениях. Стремительная вертикаль здания - и бесконечные горизонтали озера и берегов. Цельная масса четверика - и наполненные воздухом и светом крыльца, словно влитые в просторы озера. Пирамида шатра, пронзающего небо,- и прямоугольник трапезной, словно вырастающей из земли. Бревенчатые срубы - и скупой, но нарядный декор: фронтонный пояс, резные столбики крылец, ажурные карнизы. В сочетании, противопоставлении и единстве этих разнородных элементов рождается незабываемый образ.

Восторженное удивление не покидает и внутри здания. Трапезная просторная и очень простая. Вдоль стен тянутся лавки, а потолок опирается на два столба с резными жгутами-перехватами, образующими слегка выпуклые "дыньки". В упругих контурах словно ощущается мускульное напряжение. К потолку ответвляются полукруглые кронштейны - и столбы чудесным образом превращаются в людей с поднятыми кверху руками!

Изображения женщины с воздетыми к небу руками не редкость. Их, например, немало на самых разных предметах, найденных археологами при раскопках поселений древних славян. Да и едва ли не по сей день в народных вышивках можно встретить такую фигуру с двумя птицами или конями по сторонам. Это Берегиня - покровительница и заступница всего живого у наших далеких предков. Почитание ее прошло через многие века, не исчезнув и во времена христианства. Эти-то мотивы, конечно выраженные в специфической форме, и воплотились в столбах трапезной Успенской церкви.

Тихо и пустынно в церкви, лишь за стеной неумолчно говорит что-то озеро. Раскинув руки-кронштейны, свободно и легко поддерживают потолок столбы. В какое-то неуловимое мгновение приходит понимание далеких предков, вдохнувших живую душу в дерево и поверивших в нее... Вечереет. Солнце медленно садится за лесом, поджигая пурпуром кроны корабельных сосен. Ночные тени спускаются на землю, уставшую за долгий летний день...

Но, прежде чем проститься, поклонимся в молчании неизвестному крестьянскому зодчему, сотворившему два с лишним века назад этот удивительный памятник народной деревянной архитектуры. Это ее лебединая песнь, пропетая с такой неизбывной силой, что после любой звук покажется слабым. Простым топором создал крестьянин рукотворное чудо и в далекой Кондопоге навек утвердил славу и красоту русского гения.



Г. ОСТРОВСКИЙ



Назад