БАРОККО И КЛАССИЦИЗМ

БАРОККО И КЛАССИЦИЗМ
ФРАНСИСКО СУРБАРАН. Натюрморт, фрагмент, 1633 г., холст, масло, Фонд Нортона Саймона, Лос-Анджелес (США)

В XVII веке искусство барокко в Европе постепенно оттесняется классицизмом -искусством, основанным на равновесии и строгости форм. Строгие правила определяют живопись, литературу, музыку, скульптуру, архитектуру. Золотой век классицизма - это период правления во Франции Людовика XIII и Людовика XIV. Большие европейские государства утверждали свою мощь, поддерживая искусство, с уважением относящееся к установившемуся порядку. Но пример Велас-кеса (1599-1660) и Рембрандта (1606-1669), как и вся жанровая живопись, показывают, что триумф классицизма не был полным.

БАРОККО И КЛАССИЦИЗМ


Художник-маньерист Эль Греко

Испанский художник греческого происхождения Доменико Теотокопули, по прозвищу Эль Греко (1541-1614), учился у Тициана (1488-1576) в Венеции. Затем большую часть своей жизни творил в Испании. В его произведениях тела и лица всегда очень вытянуты и напоминают языки огня, трепещущие на ветру. Деформировав их таким образом, в духе "маньеризма", художник пытался выразить религиозный экстаз. Под конец своей жизни он написал ряд портретов апостолов: яркий колорит и искаженное лицо святого Андрея показывают, что Эль Греко с годами не утратил присущую ему особую манеру письма.

ЭЛЬ ГРЕКО Святой Андрей
1610-1614 гг., холст, масло, 97 х 77 см. Дом Эль Греко, Толедо, Испания
БАРОККО И КЛАССИЦИЗМ

Рембрандт: взгляд в себя

Голландец Рембрандт Харменс ван Рейн, или просто Рембрандт, тоже искал пути к утонченности, ясности и точности. Но во многих произведениях этого мастера, особенно в последние годы его жизни, сумрак побеждал свет, создавая театрально-таинственную атмосферу. Рембрандт, в молодости достигший славы и богатства, был разорен врагами и утратил к концу жизни былую популярность. Его краски становятся шероховатыми, мутными, а формы расплывчатыми. В пейзажах, религиозных сценах, портретах, а еще больше в автопортретах последних лет, полных глубокого драматизма, художник смотрит на мир грустно и смиренно.

РЕМБРАНДТ
Автопортрет у мольберта, 1660 г., холст, масло, 111 ж 90 см. Лувр, Париж


Искусство, идущее от разума

Искусство классицизма черпало свое вдохновение в двух источниках: в природе и в античности. В какой-то мере оно сближалось с искусством Возрождения и даже продолжало живописные традиции некоторых художников XVI века, например Рафаэля (1483-1520). Строгое, требовательное искусство классицизма было откровенно методологично: его изучали в школах и "академиях". Сторонники классицизма придавали особое значение изучению рисунка, считая, что линия - это "скелет" и живописи, и архитектуры. Поселившись в возрасте 30 лет в Риме, Никола Пуссен (1594-1665) достиг вершины искусства классицизма, неторопливо выписывая крупные полотна, добиваясь гармонии пейзажа и человеческой истории. Искусство стало пищей для размышлений, а не просто источником удовольствия.

Жанровая живопись

В Голландии XVII века самым авторитетным слоем общества были богатые купцы, которые желали, чтобы их жизнь изображалась счастливой и утонченной. Ян Вермер (1632-1675), величайший мастер жанровой живописи, оставил после себя около 30 небольших работ, в которых свет, мерно льющийся из окна, освещает мастерскую художника, кабинет ученого или девушку в уютной комнате, читающую письмо от любимого.


Диего Веласкес

В живописи испанца Диего Веласкеса никогда не было рассудочности классицизма. Испания - страна глубоко католическая, а Веласкеса и большинство его современников, например Франсиско Сур-барана (1598-1664), вдохновляли Караваджо и его светотень. Каждый портрет Веласкеса - это одновременно социальное и психологическое свидетельство, часто реалистическое до беспощадности. "Портрет папы Иннокентия X" изображает человека властного и жестокого. Знаменательно, что сам папа отмечал, что портрет "слишком похож".

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС Портрет папы Иннокентия X
1650 г., холст, масло, 140 х 120см, Галерея Дориа Памфили, Рим

БАРОККО И КЛАССИЦИЗМ

Назад РОКОКО И НЕОКЛАССИЦИЗМ
Мастера итальянского Барокко