Искусство

История искусства

Мастера итальянского Барокко

А. Поццо. Апофеоз св. Игнатия Лойолы. Роспись плафона церкви Сант Иньяцио в Риме. 1691-1694.

Маньеризм был порожден потрясениями в общественной жизни Италии, корни барокко скрыты так же глубоко. В конце XVI века торговые пути перемещаются из Средиземного моря в Атлантический океан. В Западной Европе возникают новые торговые и промышленные центры. Ранее передовая Италия экономически все более слабеет, растет ее политическая дробность. В тяжелом кризисе и папство - удары реформации сделали свое дело. Но силы реакции крепнут. Ведущая роль в развитии искусства Италии - и прежде всего архитектуры - принадлежит католической церкви, Ватикану. Это время новых научных открытий, но оно озарено пламенем костров, на которых сжигают еретиков. По всей Европе идет "охота на ведьм". Это эпоха расцвета инженерного искусства и вместе с тем всеобщей увлеченности магией, астрологией, алхимией. Сложности времени соответствовала сложность культуры.

Архитектура была ведущей силой в эпоху Ренессанса, в искусстве барокко ее роль возрастает. Архитектурный ансамбль XVI века - это сочетание совершенно самостоятельных элементов*, будь то площадь Сан-Марко в Венеции или Синьории во Флоренции. Архитектура барокко - словно живой организм, единое целое, выразительности которого способствуют уже несамостоятельные формы.

Джанлоренцо Бернини (1598- 1680), сын ваятеля, в юности прославился серией мраморных скульптур, выполненных по заказу кардинала Боргезе. Его статуи "Давид", гневно закусивший губу, готовый размахнуться и швырнуть камень из пращи, "Аполлон и Дафна", где фигуры волею мастера застыли в высшей точке стремительного движения, предвещали рождение великого скульптора. При папе Урбане VIII Бернини - ведущий художник Ватикана, и уже в 1629 году он создает гигантский бронзовый балдахин в соборе св. Петра. Четыре винтообразные колонны, которые его поддерживают,- это шаг к полному слиянию архитектурного и скульптурного начал. За счет острой выразительности витые колонны не теряются на фоне могучих опор, несущих своды храма.

С 1648 по 1651 год Бернини создает Фонтан четырех рек на Пьяцца Навона, главной площади Рима. Художник выполнял строго заданную церковью программу: обелиск воплощал торжество папского престола. Фигуры - аллегории Дуная, Ла Платы, Нила и Ганга; потоки воды означали животворящую мощь религии. Однако весь этот сложный подтекст был равно безразличен и художнику, и толпам горожан на площади. Бернини преобразовал городской источник в грандиозную художественную композицию, в которой бурная динамика скульптурной массы дополнялась движением водяных струй. Берниниевские фонтаны оказали огромное влияние на европейское декоративно-парковое искусство XVIII века.


А. Поццо. Апофеоз св. Игнатия Лойолы. Роспись плафона церкви Сант Иньяцио в Риме. 1691-1694. (Вверху)
Ф. Борромини. Церковь Сан Карло на площади Четырех фонтанов в Риме. 1634 - 1667. (Справа)
Д. Романо. Росписи "Зала гигантов", Палаццо дель Те в Мантуе. Фрагмент. 1520-е годы. (Внизу)
Ф. Борромини. Церковь Сан Карло на площади Четырех фонтанов в Риме. 1634 - 1667.
Д. Романо. Росписи Зала  гигантов, Палаццо дель Те в Мантуе. Фрагмент. 1520-е годы.



* Исключение - Микеланджело. Созданный им ансамбль римского Капитолия стал шедевром, намного опередившим свое время.
Назад Продолжение