Энциклопедия искусства: главная
главное меню   ::   галереи   ::   история искусства   ::   дополнительные темы   ::   арт школа   ::   проекты
Главная В избранное Контакт
Здесь печатные платы на заказ.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Кубок (чернофигурная вазопись) Морское путешествие Диониса архаика, ок. 540-530 гг. до н. э., 30 см (диаметр), 13,6 см (высота). Государственный музей античности и скульптуры, Мюнхен (Германия) Греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины - на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и другие места, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.

Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообраззом для храма послужило древнее жилище греков - прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.

В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорический стиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Дорическая колонна тяжеловесна, чуть ниже середины немного утолщена - она словно бы слегка раздалась под тяжестью перекрытия. Верхнюю часть колонны - капитель образуют две каменные плиты; нижняя плита круглая, а верхняя квадратная. Устремлённость колонны вверх подчёркивают вертикальные желобки. Перекрытие, опирающееся на колонны, в своей верхней части окружено по всему периметру храма полосой украшений - фризом. Он состоит из чередующихся пластин: на одни нанесены два вертикальных углубления, на других обычно помещены рельефы. По краю крыши проходят выступающие карнизы: на обеих узких сторонах храма под крышей образуются треугольники - фронтоны, которые украшали скульптурами. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда-то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё основание - базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще всего стали использовать коринфские капителли. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них - храм бога моря Посейдона в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который выглядит несколько тяжеловесным и поземистым. Из ранних дорических храмов в самой Греции наиболее интересен стоящий ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии - священном городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.

Расцвет греческой архитектуры начался в 5 веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы в Афинах - крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе. Даже по развалинам можно представить, как прекрасен был в своё время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении, как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь, в центре которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины; далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Его отличительная черта - выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры, т.н. кариатиды.

Главное сооружение Акрополя - посвящённый Афине храм Парфенон. Этот храм - наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле - был завершён почти две с половиной тысячи лет назад, но нам известны имена его создателей: их звали Иктин и Калликрат. В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, 160 - метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий. Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах - с тех самых пор как в 17 веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в храме пороховой склад. Большую часть рельефов уцелевших после взрыва, в начале 19 века увёз в Лондон, в Британский музей, англичанин лорд Эльджин.

В результате завоеваний Александра Македонского во второй половине 4 века до н.э. влияние греческой культуры и искусства распространилось на обширные территории. Возникали новые города; крупнейшие центры складывались, однако, вне пределов Греции. Таковы, например, Александрия в Египте и Пергам в Малой Азии, где строительная деятельность получила наибольший размах. В этих областях предпочитали ионический стиль; интересным его образцом было огромное надгробие малоазийскому царю Мавсолу, причисленное к семи чудесам света. Это была погребальная камера на высоком прямоугольном основании, окружённая колоннадой, над нею возвышалась каменная ступенчатая пирамида, увенчанная скульптурным изображением квадриги, которой управлял сам Мавсол. По этому сооружению впоследствии стали называть мавзолеями и другие большие торжественные погребальные сооружения.

Панно с двумя всадниками, западный фриз Парфенона, классика, ок. 440 г. до н. э., мраморный барельеф, 100 х 200 см. Британский музей, Лондон В эпоху эллинизма храмам уделяли меньше внимания, а строили обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные сооружения. Усовершенствованы были жилые дома: они стали двух - и трёхэтажными, с большими садами. Роскошь стала целью, в архитектуре смешивали различные стили.

Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. Древнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху архаики. Они несколько примитивны: их неподвижная поза, плотно прижатые к телу руки, устремлённый вперёд взгляд продиктованы узким длинным каменным блоком, из которого статуя была высечена. Одна нога у неё обычно выдвинута вперёд - для сохранения равновесия. Археологи нашли много таких статуй, изображающих обнажённых юношей и одетых в ниспадающие свободными складками наряды девушек. Их лица нередко оживляет таинственная "архаическая" улыбка.

В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуи богов и героев и украшать храмы рельефами; к этому добавлялись светские образы, например, изваяния государственных деятелей или победителей на Олимпийских играх.

В верованиях греков боги похожи на обыкновенных людей как своей внешностью, так и образом жизни. Их и изображали как людей, но сильными, хорошо развитыми физически и с прекрасным лицом. Часто людей изображали обнажёнными, чтобы показать красоту гармонически развитого тела.

В 5 веке до н.э. великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет, каждый по-своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его "Дорифор", опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор - сломаться. Этих опасностей можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон - создатель знаменитого "Дискобола".

Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами. Великолепны его бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая. Подобная судьба постигла сделанную из тех же материалов огромную статую Зевса, восседающего на троне, для храма в Олимпии - ещё одно из семи чудес древнего мира.

Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета, в наши дни они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие-либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями - и их немало, - которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову.

Если в 5 веке до н.э. были созданы возвышенные и серьёзные образы, то в 4 веке до н.э. художники склонялись к выражению нежности и мягкости. Тепло и трепет жизни придал гладкой мраморной поверхности Пракситель в своих изваяниях обнажённых богов и богинь. Он также нашёл возможность разнообразить позы статуй, создавая равновесие с помощью соответствующих опор. Его Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева.

До сего времени скульптуры были рассчитаны на рассматривание спереди. Лисипп сделал свои статуи так, чтобы их можно было разглядыватьсо всех сторон - это было ещё одно новшество.

В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и преувеличениям. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в други заметна излишняя близость к натуре. В это время начал прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие памятники - либо безвозвратно погибшие, либо ещё не найденные. Мраморные изваяния, передававшие сильные чувства, создавал в 4 веке до н.э. Скопас. Самая большая известная нам его работа - участие в украшении скульптурными рельефами мавзолея в Галикарнасе. Среди самых известных произведений эпохи эллинизма - рельефы большого алтаря в Пергаме с изображением легендарной битвы; найденная в начале прошлого века на острове Мелос статуя богини Афродиты, а также скульптурная группа "Лаокоон". Она изображает троянского жреца и его сыновей, которые были задушены змеями; физические мучения и страх переданы автором с безжалостным правдоподобием.

В произведениях античных писателей можно прочесть о том, что в их времена процветала также живопись, но от росписей храмов и жилых домов почти ничего не сохранилось. Мы знаем также, что и в живописи художники стремились к возвышенной красоте.

Особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах. В древнейших вазах на обнажённую красную поверхность наносили чёрным лаком силуэты людей и животных. На них процарапывали иглой очертания деталей - они проступали в виде тонкой красной линии. Но этот приём был неудобен и позднее стали оставлять фигуры красными, а промежутки между ними закрашивали чёрным. Так было удобнее прорисовывать детали - их делали на красном фоне чёрными линиями.

Сюжеты для вазописи черпали из гомеровского эпоса, многочисленных мифов о богах и героях, изображали на вазах празднества и спортивные состязания. Росписи на вазах, исполненные часто мастерами-керамистами с большим искусством, интересны еще и тем, что они повествуют о жизни древних греков, о их внешности, предметах быта, обычаях и многом другом. В этом смысле они сообщают нам даже больше, чем скульптуры.

Антика - это древность греков и римлян, их культура. Античное искусство началось формироваться в Vll-Vl в до н.э. и существовало до V в. На культуру Античной Греции и Рима оказывает влияние циви-лизации Древнего Египта и Ближнего Востока. Культура Европы выросла на основании Античного мира: истоки литературы и учения, спорта, худ. искусства и театра должны искать в Древней Греции и Риме.

Искусство древней Греции

В искусстве древних греков в истории выделяется 3 эпохи:
1.Архаичная, или древняя эпоха - Vll-Vl в до н.э.
2.Классическая, или эпоха процветания - V-lV в до н.э.
Г3.елинистическая, или поздняя эпоха - lll-l в до н.э.

Греческая культура распространилась далеко за границы родины. Она достигла Малую Азию, Италию, Сицилию и др. о-ва Средиземного моря, Северной Африки и территорий, где греки создали свои колонии.

Греческие города были даже на берегах Черного моря. В иерархии искусства античной Греции, как и в Египте, исключительную роль выполняла архитектура и скульптура. Греки переняли не только множество канонов египетской архитектуры и скульптуры, элементов архитектуры (колонн, колоннад портиков), но и важнейший принцип - восприятия пластической действительности.

Дельфийский возничий, фрагмент, классический период, ок. 407 г. до н. э., бронза, Музей в Дельфах (Греция) Величайшее достижение искусства греческого строительства - храмы. Обычно храм строился на ступенчатой основе. В нем было безоконное фронтон помещение, в котором стояла статуя богам. Здание окружали один или два ряда колонн. Они держали перекрытия и двусклонную крышу. В полутемноте во внутреннем помещении у статуи богам могли находиться только жрецы. Большое внимание уделялось внешней красоте и гармонии храма, т.к. обыкновенные люди видели только снаружи. Храмы строились по настоящим правилам, которые точно указывали величину храма, соотношение его частей и количество колонн. В греческой архитектуре, зависящие от типов колонн, преобладали 3 стиля, называемые архитектурными ордерами:
1.Дорическийский - древнейший ордер, сформировавшийся в архаичной эпохе. Название произошло от племени доренов. Дорическая колонна немного к низу от середины расширяется, она простая, коренастая, придает впечатление прочности. Храмы, построенные с этими колоннами, посвящались чаще всего мужчинам-богам ( богине Афине - исключение).

2.Ионичесский ордер появился в крае Jonijos, в Малой Азии. Отсюда он попал в Грецию. Ионическая колонна наряднее и изящнее. Она имеет основание - базу. Внутренняя часть капителия похожа на подушку, концы свернуты в спираль. Это - волюты ("рога барана"). Храмы с ионическими колонноми посвящены женщинам-богиням.

3.Коринфский ордер сформировался позднее всего, в эпоху элинизма. Название происходит от города Коринф. Коринфская колонна еще стройнее, достигая большей изысканности, имеет высокую капитель формой кубка, украшена 2-3 рядами листьев акантов ("корзина цветов"). Храмы с коринфскими колоннами строились и женщинам-богиням , и "нежнейшим" мужчинам-богам (например, Апполону). Идеал классической эстетики греков и канонов искусства описан античными философами (Сократ, Платон, Аристотель). Сформулированы важнейшие особенности красоты - аккуратность, симметричность, очертание, пропорции, мера, гармония. Храмы класичессой эпохи пронизаны сдержанностью, красотой и гармонией. Греческие архитекторы, опираясь на начальные мерки - диаметром и типом колонн, тщательно просчитывали все размеры храма. Количество колонн устанавливали, основываясь т.н. "правилом золотого сечения" - число колонн фасада умножается на два и добавляется одна коллона, так получается число боковых коллон. Самый огромный архитектурный памятник греческой классической эпохи - это Акрополь, построен в 447 - 432гг. до н.э. в Афинах (архитекторы Иктин и Каликрат). Акрополь - античная часть города с укреплениями, находящаяся на горе. Это и комплекс храмов, и центр общественной жизни. Здесь были государственная казна, библиотека, картинная галерея. По праздникам посвященным Афинам - великий Панатеней, после скачек, соревнований гимнастов, певцов, музыкантов происходила важнейшая церемония - всенародный поход в Акрополь. Праздник заканчивался огромным пиром. Архитекторы Акрополя опирались на принцип ритма и равновесия, основной портал повернут на восток.

Ансамбль Акрополя включает в себя:

восточные ворота - Пропилеи, пинакотека (скульптуры, картинная галерея), храм Нике-Аптеры (бескрылой богини победы).

Эрехтеон - храм в северной части холма, посвященный Афине (богиня войны и мудрости) и Посейдону (богу моря). Боковой портик храма, находящийся на западе, поддерживают не колонны, а шесть мраморных женских фигур в йоненинском стиле - карятиды, поставленные на высоком цоколе.

Партенон. Это самое важное и большое сооружение Акрополя, находящееся в южной части холма. Он посвящен Афине Партеноне - Афине Mergelei. Партенон построен из светлого мрамора с 46 колоннами доренинского ордена. Фронтон короткой стороны храма украшает скульптурный рельеф, изображающий спор Посейдона и Афины. Между восточными дверьми Партенона, где был алтарь, группа скульптурного фронтона изображала рождение Афины из головы Зевса. Эту сцену скульптор Фидий трактовал как космическое событие: его наблюдают боги солнца и ночи и моиры богини судьбы.

Партенон опоясывал фриз длиной почти 160 метров, сделаный из более чем 300 фигур людей и приблизительно 200 фигур лошадей, изображающих святые походы. В середине Партенона стояла огромная двенадцатиметровая статуя Афины из слоновой кости и золота. Богиня опирается на круглый щит, на рельефе которого изображена борьба греков с амазонками. На ладони Афина держит двухметровую статую Нике. В центре ансамбля Акрополя стояла бронзовая статуя Афины 8-метровой высоты. Кстати, все скульптурные украшения Акрополя создал Фидий и его ученики.

В иерархии искусства появляется скульптура. Скульптурная, пластичная действительность восприятия характерна всем греческим областям искусства. Человек становится точкой выхода и основным критерием оценивания. Например,с точки зрения греческого скульптора Поликлета, красота таится в отношениях частей человеческого тела, в их симметрии и в их гормоничности. В конце классического периода большинство мастеров были не довольны поверхностным подражанием действительности, а пытались достичь передачи духовных ценностей человека. По легендам, в Афинах было больше статуй, чем людей.

Скульптуры богов и мифических героев ставились в святилищах, скульптурами чтили победителей соревнований. Статуи - это жертвы богам за победы и покровительство. Декоративным рельефом украшались фонтоны жертвенников и другие архитектурные детали.

В Архаической Греции стали популярны статуи обнажённых юношей, называемых курами, изображающие как богов, так и людей. Распространены и коры - статуи девушек, одетые в длинные драпированные одежды. Скульптуры выдалбливали из камней, вырезали из дерева, лепили из глины и разукрашивались. Во второй половине шестого века до Р.Х. появляются и первые бронзовые скульптуры.

Знаменитые скульптуры:

Фидий (скульптура Акрополя, статуи Атины и Зевса);
Поликлет (Дорифор);
Мирон (метатель дисков);
Пракситель (голова Гемио, Аполлон Сауроктон);
Скоп (Менада, Извозчик);
Лисип (голова Александра Македонского);
Агесандр (Афродита Мелоса).

Период архаической греческой живописи не сохранился. О нём можно судить только по рисункам, украшениям 7-6 в. до Р.Х. на керамических вазах.

5 в. до Р.Х. - это расцвет Греческого искусства или период классики.

Вторая половина века, время правления Периклы, называется Греческим "золотым веком". В то время архитектура и скульптура стали равноценными областями искусства. Укоренились методы реалистического изображения и выразительности, передающие движение фигур. Любимый материал - бронза, мрамор.

Еленейский период начинается с интенсивных обменов Восточных и Западных культур. В основных центрах Еленейских культур были созданы огромные архитектурные ансамбли, открывающие многообразие изображаемых стилей искусства.

В Афинах были целые кварталы ремесленников - Керамик, в котором работали гончара и художники, специалисты по росписи ваз. Керамическое искусство в Древней Греции очень ценилось, об этом говорится записанные на вазах имена гончаров без живописцев. Знаменитый мастер из живописцев был Егзекий, работавший в третьем десятилетии 6 в. до Р.Х. Его любимые сюжеты - это подвиги Геракла, воины греки и амазонки, сцены из "Илиады".

6 в. до Р.Х. является особым расцветом чёрнофигурной керамики - называемый чёрнофигурный стиль ваз, изменивший преобладавший ковровый стиль, в котором орнаменты и фигуры излагались горизонтальными линиями. В Афинской керамике глина перед обжиганием красилась охрой, которая придавала вазам красновато-оранжевый оттенок. На таком фоне чёрным лаком рисовались фигуры людей и зверей, орнаменты. Рисунки чёрнофигурной керамики - силуэтные.

Меньше чем 530 лет до Р.Х. афинские мастера создали декоративную технику краснофигурных ваз. На обожженные поверхности ваз они наносили контуры рисунков, оставшуюся площадь закрашивали чёрным лаком. Позже пером или кисточкой заканчивали контурные рисунки: линиями подчёркивали черты лица, мускулатуру тела, складки одежды. Знаменитый мастер краснофигурных ваз был Эфроний.



Назад


Качественное утепление окон ПВХ в Москве.

главное меню   ::   галереи   ::   история искусства   ::   дополнительные темы   ::   арт школа   ::   проекты ARTPROJEKT © 2005-