Искусство

История искусства

Импрессионизм: От Гогена до Сезанна

Импрессионизм
ПОЛЬ ГОГЕН. Таитянские пасторали, фрагмент, 1892 г., холст, масло, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Изображая пейзажи и формы с помощью цветных точек, импрессионисты подвергли сомнению прочность и материальность вещей. Но художник не может довольствоваться одним впечатлением, необходим рисунок, организующий картину. Начиная с середины 1880-х гг. новое поколение художников, связанных с импрессионизмом, ставит все новые эксперименты в живописи, в результате растет число направлений, художественных групп и мест проведения выставок.

Гоген разделяет цвета

Поль Гоген (1848-1903) стремился подражать искусству "примитивных" народов, далеких от капиталистической Европы с ее стремительно растущей индустрией и наукой. Его привлекали далекие страны -острова Южных морей, Япония, но он не забывал и народного искусства Франции. До своей поездки в Океанию в 1891 г. Гоген некоторое время жил в захолустной бретонской деревне Понт Авен. Там под впечатлением от крестьянского искусства он изобрел новую манеру письма - "клу-азонизм". Он схематически изображал на холсте контуры предметов, а затем делил их на небольшие цветные участки, окруженные синей или черной каймой, как в витраже, и использовал яркие цвета, далекие от естественных природных. Так в "Таитянских пасторалях" трава красная. Среди художников, на которых оказало влияние творчество Гогена, есть ряд живописцев, скульпторов и сценографов, пытавшихся следом за ним обрести простоту и естественность в своем творчестве. Они хотели, чтобы искусство нашло свое место в повседневной жизни, и назвали себя: "наби" - по древнееврейски "пророки". Крупнейший среди них -Пьер Боннар (1867-1947).

Импрессионизм

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. Автопортрет
1889 г., холст, масло, 65 х 54 см. Музей Орсе, Париж

Винсент Ван Гог - "проклятый художник"

Не будучи учеником Гогена, Винсент Ван Гог (1853-1890) разделял некоторые его идеи и техники, а также восхищение японской гравюрой. Его картины часто состоят из широких пятен ярких и даже грубых цветов. Контуры предметов упрощены, а рисунок корчится с неистовой силой, словно свидетельствуя о внутренних страданиях художника.

Тяжелейшие жизненные испытания привели Ван Гога к психическому расстройству и самоубийству. Непонятый и несчастный, он был ярким примером "проклятого" художника

Сера и пуантилизм

В 1886 г. Жорж Сера создал картину "Воскресная прогулка на острове Гранд Жатт". Он не использовал заранее смешанных на палитре красок, а наносил на холст мелкие точки основных цветов: синего, желтого, красного, накладывая их друг на друга. Он использовал эту методику, названную "пуантилизмом", в пейзажах, обнаженной натуре, интерьерах

Сера и неоимпрессионизм

Один критик назвал Жоржа Сера (1859-1891) и его друзей неоимпрессионистами, то есть "новыми импрессионистами", потому что эти художники пытались, как и импрессионисты до них, писать свет. Но неоимпрессионисты хотели заменить естественную небрежность своих предшественников очень строгой упорядоченностью. На пленэре они писали только небольшие работы, служившие им этюдами для более крупных произведений.

Строитель Сезанн

Поль Сезанн(1839-1906)заявил, что он хочет сделать из импрессионизма солидное, истинно музейное искусство. На протяжении всего своего творчества он пытался примирить отображение мельчайших колебаний света с тяжелыми конструкциями. Его живопись, удивительно тонкая по колориту, пронизана линиями, которые "держат" его произведения и придают им непоколебимую завершенность. В конце своего творчества Сезанн стал упрощать формы: так из яблока он делал сферу. Как следствие, картины, в которых объемы соединяются друг с другом как в детском конструкторе, приняли архитектурный вид.
Импрессионизм

ПОЛЬ СЕЗАНН. Яблоки и апельсины
ок. 1895-1900 гг., холст, масло, 74 х 93 см. Музей Орсе, Париж



Назад