В XV-XVI веках европейские художники открыли для себя философию, науку и искусство античности. Для этого периода,
который называют эпохой Возрождения, характерен "гуманизм", то есть культ человека.
ДЖОТТО"Иоахим просит убежища у пастухов" ок. 1305 г., фреска, 185 х 200 см. Часовня в Скровеньи, Падуя (Италия)
Искусство эпохи Возрождения родилось в Италии, а точнее - во Флоренции, и только потом распространилось во всей Европе. В конце
средних веков Флоренция была большим городом, гармонично развивающимся вокруг собора, купол которого создал архитектор Филиппо Брунеллески
(1377-1446). Там расцветало новое искусство, изображавшее окружающий мир по разработанным художниками и учеными этой эпохи законам классической
перспективы. И этим занимались уже мастера, а не ремесленники.
Человеческое тело
Человек - герой нового искусства XV века уже не был, как в живописи и скульптуре средневековья, существом, покорным Богу. Он стал самостоятельной личностью. В портретном искусстве художники эпохи Возрождения вдохновлялись найденными при раскопках работами мастеров Древнего Рима, на которые смотрели как на эталоны красоты и гармонии. Они давали художникам образцы поз, положений, а также пропорций человеческого тела. Когда Мазаччо (1401-1428) писал фреску "Изгнание из рая", он в первую очередь старался показать реальных мужчину и женщину, а не библейских персонажей. Их лица некрасивы, они выражают тоску и боль, светотень подчеркивает объемы и придает телам менее грациозный, чем у "Давида" Донателло (1386-1466), но зато жизненно правдоподобный характер.
ДОНАТЕЛЛО
Давид
ок. 1440 г., бронза, 160 см.
Музей Барджелло,
Флоренция (Италия)
Классическая перспектива
Возрождение открыло новые правила перспективы, позволяющие зафиксировать в произведении искусства пространственные соотношения предметов и фигур.
В средние века размеры существ и предметов служили раскрытию их символического значения. Так, в русских иконах использовалась т. н. "обратная перспектива", когда ближние персонажи и предметы были меньше дальних. На картинах мастеров итальянского Возрождения размеры предметов и фигур были такими, как в действительности: персонажи первого плана, то есть помещенные прямо перед зрителем, были выше тех, кто помещался на заднем плане. С появлением этой новой перспективы, которую называют геометрической или классической, картины и фрески стали напоминать окна, открытые в реальный мир.
Художник и ремесленник
В эпоху Возрождения, когда все большую роль начала играть отдельная лич ность, из среды ремесленников стали выделяться художники-созидатели, творцы, а не просто исполнители.
Профессии разделились: резчик по камню стал помощником архитектора, а литейщик бронзы - помощником скульптора. В мастерской мастер был окружен подмастерьями, выполнявшими простые работы: они готовили краски, держали кисти. Но мастерская была еще и школой: наиболее способные подмастерья постепенно начинали принимать участие в создании произведений мастера. Лучшие из них в один прекрасный день сами открывали мастерскую и набирали подмастерьев. Так и Сандро Боттичелли (1445-1510) начинал подмастерьем гравера. Позже, когда он уже сам стал писать большие полотна для самых важных клиентов Флоренции - семейства Медичи, Боттичелли вспомнил о своем обучении в юные годы и нарисовал на картине "Весна" контуры фигур в технике гравировки по металлу.
Пьеро делла Франческа
Среди художников эпохи Возрождения Пьеро делла Франческа (ок. 1416-1492) был одним из адептов классической перспективы. Он хорошо изучил тексты римских ученых, откуда он черпал многочисленные знания по геометрии и живописному искусству. Придя на службу к Федерико И де Монтефельтро, герцогу Урбинскому, Пьеро делла Франческа открыл для себя фламандское искусство и написал ряд прекрасных портретов, чистые линии которых иногда называют "поющими".
ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА Портрет герцога Урбино Федерико де Монтефельтро ок. 1465 г., дерево, масло, 47 х 33 см. Галерея Уффици, Флоренция