Искусство

История искусства

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Кубок. Стекло. Конец XVI века. Италия, Венеция. Кубок ложчатый. Серебро, золочение, чеканка. Начало XVI века. Германия, Нюрнберг. Многое меняется в прикладном искусстве. Обретают новый декор принятые в быту предметы, возникают никогда прежде не бывшие. Так, украшением сундука в средневековье был обычно сложный орнамент "масверк", восходящий к каменной резьбе собора, или изображение религиозных сюжетов. Теперь же, как пишет Вазари, "истории, изображавшиеся на передней стороне сундуков, большей частью заимствовались из сочинений Овидия или других поэтов, или же из рассказов греческих либо латинских историков; а также были там охоты, турниры, любовные новеллы и тому подобные вещи". И далее знаменитый историк добавляет примечательные слова: "кому что нравилось".

Говоря о новых формах мебели, следует прежде всего вспомнить кабинет, возникший именно в эпоху Ренессанса с ее коллекционерским, знаточеским духом. В шкафах такого типа со множеством выдвижных ящичков разной формы и размера надежно сохранялись дорогие сердцу собирателя медали, камеи, гравюры.

Гуманизм эпохи, поставивший в центр внимания гармонически развитую личность, находит выражение не только в живописи или скульптуре, но и декоративно-прикладном искусстве. Решительные перемены произошли в костюме, особенно женском. Изгнано все то, что в одеянии времен готики придавало фигуре удлиненные линии, которые мало считались с реальными пропорциями тела. Ушли в прошлое конусовидные головные уборы "эннены", доходившие до 50 сантиметров у горожанок, до одного метра у благородных дам, длинные шлейфы и вуали, глубокие треугольные вырезы, неимоверной ширины рукава, свисающие до земли, очень высокая линия талии. Теперь, когда прекрасным в человеке видится не только духовное начало, но и его тело, костюм начинает следовать естественным линиям, тем самым подчеркивая это совершенство. Мужской костюм, хотя и резко отличный по конструкции от сегодняшнего (например, вместо брюк носили облегающие штаны-чулки), тем не менее не стеснял движений.

В керамике возникла новая отрасль - в разных мастерских делали тарелки с изображением девичьей головки н короткой надписью. Иногда это было просто имя: Маргарита, Кассандра, иногда добавлялся лестный эпитет: прекрасная Камилла, красавица Фламинья. И конечно, такой предмет очень наглядно демонстрировал внимание жениха - он ведь потрудился выбрать в подарок именную вещь. Можно себе представить удовольствие той, которой преподнесли в подарок блюдо с изображением белокурого юноши. Его пристальный взгляд устремлен на широкую ленту с крупными буквами: "Любовь меня несет". И что самое трогательное - на шапке влюбленного мелкие буковки провозглашают: "Да здравствует любовь". Сегодня это блюдо из Фаэнцы можно увидеть в Эрмитаже, обладающем великолепной коллекцией итальянской майолики.

Назад Продолжение