Искусство

История искусства

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Ф. Клуэ. Портрет Елизаветы Австрийской. масло. 1571.

Ф. Клуэ. Портрет Елизаветы Австрийской.
масло. 1571.

Ж. Гужон. Нимфы с Фонтана Невинных. Фрагмент. Мрамор. 1547.

Ж. Гужон. Нимфы с "Фонтана Невинных".
Фрагмент. Мрамор. 1547.
Светское содержание сочинений давало сюжеты, в разработке которых художники были менее скованы канонами, чем скульпторы, архитекторы, мастера витража; могли свободнее и независимее выразить свои мысли и чувства. Миниатюристы как бы впервые открывали для себя богатство окружающего мира, восхищались его красотой, стремились поделиться своими прозрениями со зрителем. Их достижения способствовали зарождению станкового искусства.

Вершиной миниатюрной живописи стал "Великолепный часослов", получивший прозвище "Короля манускриптов". Его создали три брата - Поль, Жан и Эрман Лимбурги, уроженцы Нимега, сформировавшиеся как художники в Париже. Заказчиком "Великолепного часослова" был герцог Жан Беррийский - страстный коллекционер и ценитель искусства. Лимбурги исполняли и другие его заказы, но "Великолепный часослов" - лучшее их творение и одновременно их лебединая песня. Он остался незавершенным из-за смерти в 1416 году всех трех братьев. Манускрипт дожил до наших дней и сейчас хранится во Франции, в музее Шантильи. Время не угасило радостного сияния его красок, не уменьшило силы поэтической гармонии реального мира, воспетого мастерами.

Но столь многообещающее начало было прервано грозными событиями Столетней войны. Ее течение складывалось трагически для Франции. Англичане захватывали город за городом, страну сотрясали междоусобицы, восстания. В 1420 году был оккупирован Париж. Культурная жизнь Франции как бы замерла на несколько десятилетий. Не скоро, но все же французский народ нашел в себе силы к сопротивлению. В 1453 году был заключен мирный договор с англичанами, закрепивший победу Франции.

Страна восстанавливалась, возрождались и искусства. Но теперь тон задавал не Париж. Очаги культуры переместились на юг и на берега Луары - в районы, менее пострадавшие от бедствий войны. Среди немногочисленных произведений эпохи выделяются два: "Коронование девы" живописца Ангеррана Картона и "Оплакивание", которое приписывается этому же мастеру. По эмоциональному настрою они стоят на разных полюсах: празднично - ликующая "Коронация" и сурово-скорбное "Оплакивание". Но их объединяет эпическое величие. Художник словно помнил о победной радости избавления от тягот войны и боли утрат, недавно испытанных его народом. Торжественная монументальность композиции восходит к скульптуре. Сходство с нею увеличивает лаконичная лепка объемов. Большие плоскости звучного цвета сливаются в мажорный аккорд в "Короновании". В цветовом решении произведения мастер близок к витражу.

Композиционное совершенство скульптурного убора готических соборов, горящие краски витражей, отточенный рисунок миниатюр служили высоким образцом французским художникам XV века. Но время требовало новых приемов. Франция должна была обратиться к достижениям художников Италии и Нидерландов, намного опередивших ее.

Крупнейшим мастером раннего периода французского Возрождения был современник Картона - Жан Фуке. Он родился на берегах Луары, в Туре. Мастерству станковой живописи и миниатюры обучался, видимо, в родном городе и в Париже. Важным событием в его жизни стала поездка в 1447 году в Италию, где его поразило творчество П. Учелло и Пьеро делла Франчески; знал он и работы нидерландских художников.

Талант Ж. Фуке пользовался признанием современников. У него было много заказчиков, в том числе короли Карл VII и Людовик XI. До нас дошло немало его произведений: иллюминированные им рукописи, композиции, портреты. Они производят особенно сильное впечатление. Написанные крупным планом, погруженные в молитву персонажи четко рисуются на фоне богато украшенных стен. Всегда одинаково сдержанна мимика, скупы жесты. Но в лицах и фигурах точно переданы индивидуальные особенности. Энергией и силой веет от грузного канцлера дез Юрсена; болезненно - вял, безволен король Карл VII. Художник никогда не прибегал к идеализации; он находил красоту в обыденном. Чужды ему и всяческая перегруженность деталями: передавая фактуру ткани, меха, драгоценностей, он не терял живописной цельности.

Назад Продолжение