Искусство

История искусства

ИСКУССТВО ПОРТУГАЛИИ

Франсишку ди Арруда. Сторожевая башня Торри ди Белен в Лиссабоне. 1515-1520.

Франсишку ди Арруда. Сторожевая башня Торри ди Белен в Лиссабоне. 1515-1520.


Архитектурные памятники Португалии - это каменная летопись ее национальной истории. Грозный дух войн за независимость с маврами и испанской Кастилией воплотился в зодчестве XII-XIV веков, имеющем ярко выраженный крепостной характер. В старых городах сохранились оборонительные стены и каменные замки с квадратной башней - донжоном,- стоящие на холмах. Похожи на крепости величественные соборы XII века в Браге, Лиссабоне и Порту. Их массивные стены увенчаны зубцами, порталы глубоко втянуты в само здание, а скупой скульптурный декор на капителях с редкими фигурами святых, фантастических зверей и птиц подчеркивает геометричность объемов зданий.

Используя опыт Франции, португальцы создали свой вариант искусства романского и готического стиля. В XII-XIV веках построены великолепные монастырские комплексы в Алькобасе и Баталье.

В готической скульптуре Португалии преобладали надгробия. К лучшим образцам европейской пластики XIV столетия принадлежат надгробные памятники из монастыря в Алькобасе королю Педру и трагически погибшей его возлюбленной Инеж ди Каштру. Массивные саркофаги искусно украшены многофигурными рельефами на библейские и мифологические сюжеты.

Собор в Коимбре. Вид с севера. 1162-1176.

Собор в Коимбре. Вид с севера. 1162-1176.


Из традиций поздней готики возникло самобытное направление в искусстве Португалии - стиль "мануэлино", по имени правителя Мануэла I, прозванного Счастливым после того, как Васко да Гама открыл в 1497 году морской путь в Индию. Эти памятники архитектуры сохраняют по-романски мощный и простой кубический объем зданий и выступающие профилированные готические своды. Опираясь на местную традицию Алентежу, сочетая элементы мавританского искусства, отчасти Ренессанса и экзотические декоративные мотивы, мастера этого направления создали сооружения необычного, фантастического облика.

Невиданное для Португалии обновление пережила скульптура. В постройках "мануэлино" трудно разграничить творчество архитектора и скульптора. Крупное, сочное обрамление портала и больших, разделенных в центре колонкой окон выполнено из резного камня. Витые колонны портала с гибкостью каната переходят в причудливые очертания многолопастной арки. Широко применяется эмблематика - герб королевства, крест ордена Христа, браслетчатая сфера - герб Мануэла I. Каменные тяги, напоминающие мощные веревки, завязаны в узлы. Они охватывают здание наподобие карнизов, что усиливает впечатление его цельности. Для декоративных мотивов характерны листья дуба, лавра, чертополоха, желуди, початки маиса, коробочки семян мака,, артишоки, цветы лотоса, звездчатые кораллы, обрубки сучковатого дерева, цепи, канаты, гладкие или с нанизанными на них поплавками.

Диогу Бойтак. Галерея Королевского двора монастыря в Баталье. 1516-1522.

Диогу Бойтак. Галерея Королевского двора монастыря в Баталье. 1516-1522.

Назад Продолжение