ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

В I тысячелетии до н.э. вокруг города Рима возникло досударство, которое стало расширять свои владения за счёт соседних народов. Эта просуществовавшая около тысячи лет мировая держава жила эксплуатацией рабского труда и завоёванных стран. Во времена расцвета Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли - как в Европе, так и в Азии, Африке. Для управления таким необъятным государством требовались строгие законы и сильное войско. Искусство, в особенности архитектура, тоже было призвано показывать всему миру незыблемую мощь государственной власти.

Культурный уровень сердцевины государства, располагавшейся еа территории нынешней Италии, был ниже уровня культуры некоторых покорённых народов. Многое римляне заимствовали у этрусков, но больше всего - у греков. С их культурой римляне познакомились очень рано в греческих поселениях Южной Италии. Даже многие свои верования и мифы римляне заимствовали у греков.

Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, они также начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперёд в строительной технике. Теперь можно было строить более разнообразные по планировке сооружения и перекрывать большие внутренние помещения. Например, круглое внутреннее помещение римского пантеона - храма всех богов - имело 40 метров в поперечнике. Оно было перекрыто гигантским куполом, который потом на протяжении столетий был образцом для архитекторов и строителей.

Римляне переняли греческие колонны. Они предпочитали коринфский стиль, как самый пышный. В римских постройках, однако, колонны стали утрачивать своё первоначальное назначение быть опорой для какой - либо части постройки. Они превратились в украшение, поскольку арки и своды держались и без них. Очень часто использовались полуколонны и прямоугольные в разрезе пилястры.

Самые замечательные памятники римской архитектуры относятся к первым столетиям нашей эры. В это время Рим больше не был республикой; страной правили императоры. Каждый властитель считал делом чести строить нарядные площади, обнесённые колоннадами, и общественные здания. Император Август, живший на рубеже прошлой и нашей эры, хвалился, что застал столицу кирпичной, а оставляет её мраморной. Многочисленные развалины, сохранившиеся до наших дней, дают представление о смелости и размахе строительных начинаний той поры. В честь полководцев-победителей воздвигали триумфальные арки. Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечений. Уже в античные времена Рим был городом с миллионным населением. Самый большой римский цирк Колизей вмещал 50000 зрителей. Это был амфитеатр - так и теперь строят стадионы.

Древний город в Италии, возникший (по античному преданию) в 754/753 до н.э. и к середине 3 в. до н.э. подчинивший себе Апеннинский полуостров; в дальнейшем - крупнейшая рабовладельческая держава в Средиземноморье, включавшая также территорию Западной и Юго-Восточной Европы, Малую Азию, Западное Причерноморье, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину и другие районы. Культура Рима (философия, мифология, естественные, исторические и юридические науки, медицина, литература, театр, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство), представляющая собой завершающий этап развития античной культуры, сыграла важную роль в сложении европейской цивилизации. В своём развитии она опиралась на богатейшее художественное наследие Древней Греции, а также на местные древне-римские и этрусские традиции.

Если для древних греков главное значение имели нравственные воспитательные задачи искусства, то для римлян на первый план выступали его утилитарные функции. Для римлянина в гораздо большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни. Ведущую роль в Риме играла архитектура со свойственными ей инженерно-конструктивными поисками, основанными на ясных практических и рациональных строительных началах.

Важное место занимали скульптурный портрет (бюст, статуя), полный пристального внимания к конкретной человеческой личности, и рельеф, посвященный реальным историческим событиям, имеющим значение для римского государства. Античная мифология, составлявшая почву древне-греческого искусства, не сыграла такой же плодотворной роли в искусстве Рима.

И хотя художественные формы и образы, созданные греками, широко использовались в искусстве Рима, в римской интерпретации они нередко утрачивали свою художественно-поэтическую сущность. Реальный элемент преобладал в дресне-римском искусстве над вымыслом, а жизненно-повествовательное начало - над отвлечённо философским. Кроме того, в Риме существовало чёткое разграничение между официальным искусством, служившим общественным задачам, и искусством, рассчитанным на интересы частного потребителя.

Официальное искусство играло важную роль в римской политической жизни, будучи активной формой утверждения господствующей идеологии. В архитектуре Рима идеологические функции сочетались с задачами организации общественного быта; в строительной практике была разработана гибкая система конструктивных, планировочных и композиционных приёмов, применявшихся для различных по назначению типов построек.

Распространяя своё художественное влияние в провинциях империи и зависимых странах, римляне в то же время легко усваивали и претворяли опыт других народов (стран эллинизированного Востока, "варварских" племён и др.). Нередко древне-римское искусство давало новые импульсы местному творчеству, порождая синкретические художественные явления.

В древний период искусство на территории Рима развивалось в рамках средне-италийских археологических культур эпохи железа (культура Виллановы, 900-500 до н.э.: колодцеобразные могилы, керамические сосуды в виде усеченных конусов с геометрическим узором). В пору формирования собственно древне-римской художественной культуры (8-4 вв. до н.э.) римское зодчество заимствовало у этрусков зачатки регулируемой осевой планировки ансамблей, высокую строительную технику (квадровую каменную кладку, ложные своды, терракотовую облицовку сырцового кирпича и др.) и исходные типы оборонных, гидротехнических, культовых и жилых сооружений.

Свойственные этрускам особенности храмовых построек (3-частная целла, подии, акцентировка главного фасада с помощью портика и лестницы) впоследствии стали характерными чертами римской культовой архитектуры (храм Юпитера Капитолийского в Риме, освящён в 509 до н.э.). С искусством этрусков тесно связаны и наиболее ранние произведения древне-римской живописи и декоративно-прикладного искусства.

С началом греческой колонизации в 7-4 вв. до н. э. важную роль стали играть и древне-греческие традиции. Римляне восприняли у греков систему ордеров архитектурных, многие формы скульптуры и др. Вместе с тем на сложение специфически римских черт скульптурного портрета оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей черты и цвет лица).

В период так называемых Пунических войн с Карфагеном (264 - 146 до н.э.) и поздней республики (3 в. - первые 3 четверть 1 в. до н.э.) специфически римская рациональность и строгость стиля порой сочетались с изысканностью, навеянной искусством Великой Греции (Южная Италия) и захваченных римлянами восточных греческих городов. Для широких градостроительных работ характерно применение прямоугольных, повторяющих план римских военных лагерей, композиционных схем, в основе которых лежат 2 пересекающиеся главные магистрали - "кардо" (с севера на юг) и "декуманус" (с востока на запад).

По мере формирования композиции римского форума (в Помпеях 2 в. до н.э., и Риме, 2-1 вв. до н.э.) складывались важнейшие особенности планировки древне-римской архитектурных комплексов: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада главного здания и устройство подъёма к нему от торжественного входа. В жилой архитектуре был распространён характерный для древне-римской области Лаций (ныне Лацио) тип дома с атрием, центром которого во 2 в. до н.э. стал сад перистиля, свидетельствующий об усилении тяги к природе в связи с урбанизацией общества.

С развитием городов и уплотнением застройки композиция жилища развивалась в глубину, сохраняя осевую симметрию. Тенденции к слиянию архитектурной композиции с природой нашли выражение в загородных виллах, живописно расположенных на склонах холмов. Великолепие аристократических жилищ с многочисленными помещениями, водоёмами, декоративной скульптурой и росписью ("террасные" дома в Геркулануме) контрастировало с рядовой застройкой городских кварталов многоэтажными домами-инсулами.

В изобразительном искусстве эпохи поздней республики широко распространились портретные статуи (в том числе созданный римлянами тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге) и бюсты, отличавшиеся чётко выявленной пластической структурой, суровой простотой и отточенной правдивостью образов (голова бронзовой статуи мужчины - так называемый Брут, 3 в. до н.э.). Наряду с официальной портретной скульптурой, устанавливавшейся в городах, создавались и портреты по частным заказам, предназначавшиеся для домов и гробниц.

В период поздней республики появились рельефы с изображением исторических событий, а иногда и сцен гражданской жизни, украшавшие общественные здания, городские ворота, храмы, алтари и др. Жизненная, а порой и подчёркнутая обыденность обстановки сочетались в них с мифологическими элементами (так называемый Алтарь Домиция Агенобарба, конец 2 - начало 1 вв. до н.э.).

Развивалось также эллинизирующее направление, приобрело широкий размах копирование греческих статуй. Важное место занимала и монументально-декоративная живопись, доведённая римлянами до высокого совершенства. Если для росписей так называемого первого, или "инкрустационного стиля" (2-я половина 2 - нач. 1 вв. до н.э.) характерна имитация кладки стены, то в так называемом втором, или "архитектурно-перспективном" стиле (80 - 30-е гг. до н.э.) в центре стены располагалась эдикула, служившая архитектурным обрамлением пейзажа, жанровая или мифологическая сцены.

Эволюцию стенных росписей отражают сохранившиеся дома в Помпеях и Геркулануме. Развивалось также искусство мозаики из цветного камня и глиптики (геммы из твёрдых пород полудрагоценных камней).

Наивысшие достижения древне-римского зодчества относятся к эпохе расцвета Римской империи (20-е гг. 1 в. до н.э. - 2 в. н.э.). Постройки этого времени отличаются монументальной пластичностью архитектурных масс, доминирующей ролью арки и производных от неё форм (свода, купола), обширными, динамически соподчинёнными внутренними пространствами, облицовкой бетонных стен камнем и кирпичом с вкраплениями мрамора, широким применением декоративной живописи и скульптуры.

Специфической особенностью зрелой древне-римской архитектуры становится так называемая ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность и ясно зримую рационально ритмическую упорядоченность. Наиболее классическое воплощение эта система получила в крупнейшем древне-римском амфитеатре - Колизее в Риме.

В эпоху империи архитектура становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества римского государства, что заметно уже в постройках времени Августа в Риме (форум Августа, конец 1 в. до н.э. - начало 1 в. н.э.). Главными видами мемориальных сооружений становятся арка триумфальная и триумфальная колонна; надгробия превращаются в крупные, а подчас и грандиозные сооружения. К середине 1 в. усилилось тяготение к пышной репрезентативности архитектурных композиции (Золотой дом Нерона, 64-69, не сохранился, дворец Флавиев на Палатине, 92, Рим).

При императоре Траяне строился наиболее развитый и сложный из форумов Рима (111-114, архитектор Аполлодор из Дамаска), при Адриане - исполненное строгой гармонии и величия здание Пантеона, наиболее грандиозное купольное сооружение древнего мира. Начиная с эпохи Адриана в зодчестве наметился перелом к изысканности и живописности, а порой и к усложнённости архитектурного образа, отчасти связанный с воздействием искусства эплинистического Востока (вилла Адриана близ Тиволи, 125-135).

В официальной скульптуре ранней империи нарастали идеализирующие тенденции, индивидуальные особенности портретируемых сглаживались. Вместе с тем в произведение вводились светотеневые контрасты, элементы движения, утончённой пластической разработки форм (например, виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60-90-е гг.). Если время Траяна в портретной скульптуре ознаменовалось возвратом к суровому героическому стилю эпохи республики, то в период правления Адриана, когда достигло апогея воздействие греческих традиций, и в эпоху Антонинов усилились поиски эмоциональной утончённости и психологической глубины образов.

Но сохранялось и традиционное римское направление в искусстве портрета, лучшим образцам которого наряду с беспристрастной точностью воссоздания облика изображённого свойственна и яркая, проницательная характеристика главных качеств его натуры.

Исторические рельефы императорского Рима, первоначально отмеченные размеренностью композиционного ритма и строгостью пластического языка (алтарь Мира в Риме, 13-9 до н.э.), позже, не утрачивая органической связи с архитектурой (триумфальной аркой или колонной), приобрели черты живописности и напряженной динамики, которые усилились в рельефах времени Флавиев (рельефы арки Тита в Риме) и особенно Траяна, когда сложился тип многофигурного батального рельефа с последовательно развёртывающимися эпизодами (полоса рельефов, обвивающая колонну Траяна в Риме, ок. 111-114).

В монументально-декоративной живописи преобладал так называемый, третий стиль (лёгкие, графичные узоры и небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне обширных свободных пространств). Ему на смену пришёл т.н. четвёртый стиль, или "стиль фантастической архитектуры" (сложные, иллюзорно-пространственные архитектурные композиции).

Многоплановость композиционного построения, свободная пластическая лепка фигур, естественно располагающихся в окружающем пространстве или тонко связанных с плоскостью стены (росписи базилики в Геркулануме, 2-я половина 1 в. н.э., так называемой Виллы Мистерий близ Помпеи, середина 1 в. до н. э.), сложность и пространственность архитектурных и пейзажных фонов, богатство и изысканность красочных сочетаний свойственны как стенным росписям, так и мозаикам Рима, палитра которых обогащалась смальтой многообразных оттенков; со 2 в. распространилась также черно-белая каменная мозаика.

В декоративно-прикладном искусстве эпохи империи выделялись произведения торевтики, "краснолаковая" керамика с рельефным фигурным декором, стекло (расписные и 2-слойные вазы с рельефными изображениями и орнаментами), произведения глиптики (где эффектно сочетались чередующиеся слои полудрагоценных камней), медальерное искусство, мебель из бронзы и дерева и др. Для зодчества эпохи упадка империи (3-4 вв.) характерны необычно крупные, порой чрезмерные масштабы сооружений, пышные декоративные эффекты, подчёркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архитектурных форм.

Большой изобретательности достигли древне-римские зодчие в оформлении сложного внутреннего пространства таких выдающихся, исполненных величия и парадного великолепия памятники архитектуры, как термы Каракаллы (206-217) и базилика Максенция (ок. 315) в Риме. Строительство развернулось главным образом в провинциях, где возводились форумы, театры, гигантские храмовые (в Баальбеке, Пальмире) и дворцовые (дворец Диоклетиана в Сплите) комплексы.

В позднеримском скульптурном портрете пластические объёмы и внешние черты трактуются всё более условно и схематично, а в конце 3-4 вв. застылость черт лица контрастирует с подчёркнутой духовностью, патетичностью взгляда широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре порой свидетельствуют об усилении влияния искусства восточных провинций.

Среди художественных изделий 3-4 вв. выделяются портретная миниатюра на золотой фольге, помещённая между 2 слоями стекла, мраморные саркофаги с горельефными многофигурными сюжетными изображениями, в которых с 3 в. получила распространение христианская тематика. С христианским культом связаны и росписи катакомб, стиль которых эволюционировал ко всё большей плоскостности, условности и графичности. Зарождавшиеся в позднеримском искусстве художественные формы, исполненные напряженностью духовной экспрессии, предвосхищали европейскую культуру эпохи раннего средневековья.


Назад