ИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА

Сурбарана не привлекают дорогие яства и редкостные изделия. В его картинах увековечены преимущественно каждодневные и скромные по своему облику предметы быта... Но, погружаясь в мир каждодневности, Сурбаран не выставляет напоказ их невзрачность и бескрасочность. В натюрмортах Сурбарана так значителен контраст между обычностью самих предметов и художественным совершенством живописного образа, что этим преодолевается впечатление будничности и делается особенно ощутима сила поэтического претворения...

В Киевском музее западного и восточного искусства натюрморт Сурбарана висит в зале, увешанном многими превосходными холстами. Среди них сверкает портрет Ф. Сурбан. Натюрморт с посудой и мельницей для шоколада. Масло. 1640. инфанты Марии Тересии в красном, картина, на которой лежит отблеск живописного мастерства Веласкеса. И все же кто бывал в Киевском музее, помнит, что из всех его живописных богатств наибольшей притягательной силой обладает маленький холст Сурбарана.

Представлены сами по себе мало примечательные предметы: две фаянсовые чашечки, одна из которых опрокинута на серебряном блюде, два кувшинчика, из которых один металлический, другой глиняный. За ними виднеется круглая лубяная коробка и кусок парчовой ткани. С краю лежит зубчатое колесо на деревянном стержне, так называемое "molinillo",- орудие для размалывания какаовых зерен, и гнутая серебряная ложка. За исключением воды в глиняном кувшине, содержимое сосудов не показано, яства не разложены, и это придает натюрморту оттенок сдержанности...

Все представленное очень предметно, осязательно, словно картина обладает силой магического кристалла, через который глаз человека видит вещи наделенными большей степенью реальности, чем то, что замечает невооруженный глаз...

Композиционным стержнем киевской картины служит сходство представленных предметов. Оно бросается в глаза прежде всего в двух расписных фаянсовых чашечках. Правда, одна из них опрокинута, но обе они выдвинуты вперед, ярко освещены, и это помогает уловить их сходство. Эта пара находится в левой части картины. В ее правой части расположена другая пара, два почти тождественных по форме и одинаково повернутых в профиль кувшинчика. Один из них металлический, с гладкой поверхностью, чуть пониже, другой - из красной глины с неровными оттенками - чуть повыше. Сходным образом плоское серебряное блюдо "рифмуется" с крышкой плоской круглой коробки. Нужно уловить этот ритмический ключ картины, чтобы оценить по достоинству замысел художника...

К соответствию форм присоединяется красочная гармония. Серебряное блюдо как бы "переговаривается" с серебряным сосудом, и слабым отзвуком этому звучит блеск поверхности воды и серебряной ложки. Глиняный кувшинчик, со своей стороны, своей розоватостью приближается к круглой деревянной коробке, но написан более плотно и густо, чем она...
ЗОЛОТОЙ ВЕК ИСПАНСКОЙ ЖИВОПИСИ Продолжение
ARTPROJEKT © 2005-