Искусство

История искусства

ИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА

Ф. Сурбаран. Отрочество Марии. Масло. Около 1658. Картина залита ровным, спокойным светом, который содействует выделению отдельных предметов. За исключением закрытой парчой и сливающейся с фоном коробки, во всех остальных сосудах четко обрисована не только светлая, но и затененная сторона с выделенным с краю отсветом.

В киевском натюрморте отсветам уделено большое внимание. Фаянсовая чашка, как в зеркале, отражается в серебряном блюде, другая чашка вместе с глиняным кувшинчиком повторяется, "изображается" на стенках серебряного кувшина. Сама опрокинутая чашечка выглядит как отражение чашки, стоящей на донышке. Свет, скользя по предметам, играет множеством полутонов и оттенков. Белый, расписанный голубыми цветами фаянс, желтая коробка, отливающая голубизной и зеленью, серебряный кувшинчик и розоватый глиняный кувшинчик с чуть зеленоватыми тенями - во всех этих предметах сквозит общий тон, краски то вспыхивают, то слабо поблескивают, то замирают в нежных piano.

В картине безупречно передана самая поверхность металла, фаянса и глины. Но в отличие от своих голландских современников испанский мастер не выставляет напоказ, как он ловко и легко владеет кистью. В тщательности его письма, в стремлении не упустить ни одной подробности, ни одного оттенка и отсвета проглядывает скорее благоговейное почтение к предмету. Формальные, фактурные и цветовые особенности отдельных предметов так бережно переданы на холсте для того, чтобы в них выявилось их перекрестное сходство друг с другом. Художник словно подносил один сосуд к другому, осторожно касался ими друг друга и чутко прислушивался к тому, как от этого прикосновения все они начинают мелодично звучать. Натюрморт полон перезвона линейных повторов и красочных отражений...

В натюрморте Сурбарана запечатлено состояние чуткости художника к гармонии, угаданной в каждодневных предметах, и потому этот маленький холст кажется таким значительным и содержательным и привлекает к себе, как настоящая драгоценность.

Восприятие испанского художника отличается чрезвычайной вещественностью; пожалуй, ни один художник этой эпохи не умел создать такое ощущение объемности предмета, как именно испанские живописцы. Но что весьма характерно - эта вещественность тесно связана с бездеятельностью, отсутствием взаимосвязи вещей и людей. Достаточно вспомнить натюрморты Сурбарана и склонность испанских живописцев к одиноким образам, чтобы в этом убедиться... А отсюда же проистекает и отсутствие у испанских живописцев интереса к пространству, к его текучим переходам, его непрерывности. Испанская живопись XVII века почти не знает пейзажа: мы находим у испанских живописцев или темные, непрозрачные фоны для фигур, или быстрый, внезапный скачок из близкого пространства в далекое...

У. Акимова
искусствовед



Назад ЗОЛОТОЙ ВЕК ИСПАНСКОЙ ЖИВОПИСИ