Искусство

История искусства

ФОТОГРАФИЯ В РОССИИ И СССР

Большой вклад в развитие фотографии внесли русские ученые и изобретатели. Их работы сыграли важною роль в совершенствовании оптики и химии, в разработке теории фотографических процессов и формировании ее как самостоятельной научной дисциплины.

Прежде всего надо назвать имя М. В. Ломоносова, сделавшего ряд крупных открытий в оптике, создавшего многие оптические приборы. Современник М. В. Ломоносова член Петербургской академии наук Леонард Эйлер в 1747 г. изложил принципы, которые легли в основу изготовления ахроматической оптики.

Первые снимки в России были получены русским химиком Ю. Ф. Фрицше весной 1839 г. по методу Талбота.

Первые работы С. Л. Левицкого появились в напало 40-х годов прошлого века. В это время на одной из парижских выставок было представлено несколько его дагеротипов, снятых с помощью объективов, сделанных французским оптиком В. Шевалье. Эти снимки получили высокую оценку за хорошее качество изображения, и .В. Шевалье, выставивший их, был удостоен медали. На Международной выставке художественной фотографии, состоявшейся в Париже в 1851 г., С. Л. Левицкого наградили золотой медалью. Широкую известность получили выполненные им портреты Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, А. Гончарова, Н. А. Некрасова и других современников. В своих работах он впервые применил фотографическую ретушь.

С. Л. Левицкий первым из фотографов России использовал электрический свет при павильонной портретной съемке и в одной из своих статей предсказал ему большое будущее в фотографии.

Можно назвать десятки имен русских изобретателей, получивших патенты на различные оригинальные фотографические приборы и материалы. Русский изобретатель И. Ф. Александровский (изобрел стореофотоаппарат и получил на него патент. В 1879 г. фотограф и конструктор Д. П. Езучевский создал удобную в эксплуатации многокадровую стереоскопическую фотокамеру с моментальным затвором. В 1880 г. им был сконструирован портативный фотоаппарат для путешествий. В том же году другой русский изобретатель Измайлов создал оригинальный фотоаппарат, рассчитанный на зарядку шести дюжин фотопластинок.

В 1880 г., т. е. на несколько лет раньше начала выпуска фирмой "Кодак" фотопленок, русский фотограф и изобретатель И. В. Болдырев предложил при изготовлении фотоматериалов использовать вместо стекла гибкую негорючую пленочную основу. Через два года пленка (так называемые смоловидные пластинки) и негативы на ней были представлены на Всероссийской художественно-промышленной выставке.

После изобретения фотоматериалов на гибкой основе появилась масса фотокамер новых конструкций. Крупнейший энтузиаст фотографии Л. В. Варштке в 70-80-х годах прошлого века сделал целый ряд ценных изобретений, среди которых можно назвать первый в мире катушечный фотоаппарат, фотопленку со съемным слоем для этого аппарата, первый в мире стандартный сенситометр. o

В числе видных русских изобретателей в области фотографин можно назвать И. И. Фплипенко, И. Л. Полякова, Э. И.Козловского, А. А. Поповицкого, А. О. Карелина, И. И. Карпова, В. И. Курдюмова, В. П. Сабанеева, С. А. Ульянина, Р. Ю. Тиле, В. Ф. Гелъгара, В. Ф. Потте и др.

Несмотря на оригинальность и несомненные высокие качества конструкций фотографических приборов и материалов русских авторов, правительственные круги царской России относились к нам без достаточного внимания. Предпочтение отдавалось иностранным изобретениям и товарам. Понимая это, иностранные фирмы нередко использовали работы русских изобретателей в конструкциях выпускавшихся ими приборов. Такая судьба постигла первый в мире моментальный шторно-щелевон затвор, сконструированный в 1882 г. русским изобретателем С. А. Юр-ковсшш и примененный зарубежными фирмами.

Несмотря на неблагоприятные условия, фотография в России развивалась сравнительно высокими темпами.

Русскими учеными проводились исследования в области науч-[ной фотографии, которые не потеряли значения и в наши дни. Работы ассистента Петербургского университета В. В. Лер-мантова, проведенные им в 1877-1879 гг., позволили вскрыть физическую сущность скрытого изображения и процесса его проявления. На основе этих работ бв сделал предположение, что образующееся при съемке скрытое изображение ^еосГтоит из мельчайших частиц металлического серебра. Эт,и участки становятся впоследствии центрами проявления и играют роль электродов в процессе проявления, которое представляет собой электрохимическое восстановление металлического серебра.

Выдающийся русский ученый К. А. Тимирязев вывел связь оптической сенсибилизации фотоматериалов со значением хлорофилла в жизни растений.

Русский физикохимик Н. А. Шилов провел важные исследования, позволившие определить роль химических веществ, входящих в состав проявляющих растворов.

До 1917 г. фотографическая промышленность в России практически отсутствовала. Из сравнительно крупных предприятий можно назвать лишь фабрики фотопластинок "Ирис", "Победа" и "Вся Россия", которые работали в основном или на импортном, или на отечественном сырье полукустарного производства. После Великой Октябрьской социалистической революции развитию фотографии придается общегосударственное значение. В августе 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет "О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению". В соответствии с этим декретом была ликвидирована частная , собственность на фотопредприятпя. Для обеспечения руководства национализированными предприятиями в сентябре 1919 г. при Наркомпросе был организован Всероссийский фотокиноотдел. В 1918 г. в Петрограде был создан Государственный оптический институт (ГОИ), а затем в этом институте образован фотографический сектор. В том же году в Петрограде организуется Высший институт фотографии и фототехники - высшее учебное, научно-промышленное и культурно-просветительное учреждение.


Назад

Фотография в России и СССР. Продолжение.