И. К. Айвазовский



Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны


Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны (1869)


"Сухопутные" картины
В 1860-е годы Айвазовский расширил тематику своего творчества, обратившись к "сухопутным" сюжетам. Этот шаг не был неожиданным. Как раз в это время обвинения его в том, что он умеет писать только "волны", стали общим местом, и художнику потребовалось доказать, что его дарование вполне универсально. Вопрос - доказал ли ? Из-под его кисти вышло несколько неплохих украинских пейзажей - таких, как "Ветряные мельницы в украинской степи на закате солнца", 1862 (на след. стр.). Украинская степь давно очаровала живописца (еще со времен его первого путешествия в Петербург), эта любовь сквозит в указанных работах. В них зритель обнаружит лучшие черты, присущие и морским пейзажам Айвазовского: виртуозное построение перспективы, прозрачность и изысканность палитры, романтическую взволнованность. И все же - эти образы явно уступают созданным им образам морской стихии. В 1868 году Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ, тоже отразившееся в нескольких его полотнах, - в частности, в работе "Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны", 1869 (вверху). И здесь эхо романтизма звучит вполне явственно. Это вполне закономерно, если не забывать, что с Кавказом вообще связано рождение романтизма в русской культуре (и особенно-в литературе).


Назад К списку работ Продолжение