И. К. Айвазовский



Море


Море (1864)


Апостол света
У всех работ Айвазовского есть одна особенность, придающая им особенное очарование. Везде - даже в самых "бушующих" образах, созданных художником, - мы встретим непременный луч света, пробивающийся сквозь разрывы туч. И эта деталь была необыкновенно важна для Айвазовского - по свидетельству мемуаристов, он каждую картину начинал писать именно с неба и, вне зависимости от размеров холста (а они иногда бывали огромны), заканчивал эту часть в один сеанс. От внимательного зрителя не укроется тот факт, что воздушный океан, пронизанный солнечным светом, интересовал Айвазовского ничуть не меньше водного. Мы называем его картины "морскими пейзажами", но не будет ошибкой назвать их и "пейзажами небесными". "Какую бы ужасную бурю ни увидели мы на его картине, - говорил знаменитый М. Сарьян, - в верхней части полотна сквозь скопление грозовых туч всегда будет пробиваться луч света, пусть тоненький и слабый, но возвещающий спасение. Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь". Однажды художника спросили - какие из своих работ он считает наиболее удавшимися? "Те, - ответил он, - в которых главная сила - свет солнца".


Назад К списку работ Продолжение