Фра Анджелико



Монах-художник

Фра Анджелико писал фигуры святых и ангелов, но под его кистью они превращались в реальных людей, обитающих в реальном пространстве.

Гвидо ди Пьетро, прославившийся в истории под именем Фра Анджелико, родился в местечке Виккьо в Тоскане (к северо-западу от Флоренции) между 1395 и 1400 годами. Основные сведения о его жизни нам сообщил Джордже Вазари, написавший биографию художника спустя 100 лет после его смерти. "Фра Анджелико, - отмечает, в частности, Вазари, - мог бы при желании жить в роскоши, обеспечив себе богатство своею кистью, поскольку уже в молодости приобрел известность как живописец. Однако он, будучи набожным человеком, предпочел стать монахом-доминиканцем..." Другие источники подтверждают, что в ранней юности Фра Анджелико действительно учился живописи и до поступления в монастырь успел выполнить как минимум один большой заказ. В те времена Флоренция была европейским центром по "производству" манускриптов (особенно славился в этом смысле скрипторий - то есть мастерская, где переписывали, украшали иллюстрациями и переплетали манускрипты, - возглавляемый художником Лоренцо Монако). Юношей в одной из таких мастерских работал миниатюристом и Гвидо ди Пьетро. Здесь он не мог не познакомиться со стремительной и изящной манерой Лоренцо.

Бюст Фра Анджелико в монастыре Сан-Доминико во Фьезоле. Благочестие Фра Анджелико тоже не вызывает сомнений. Примерно в двадцатилетнем возрасте он вступил под своды монастыря Сан-Доминико во Фьезоле (близ Флоренции). С 1423 года он навсегда забывает свое прежнее имя, превратившись во Фра Джованни да Фьезоле (прозвище "Фра Анджелико" было дано художнику только после его смерти). В эти годы в среде доминиканского ордена набирало силу движение, призывавшее строго следовать заветам святого, давшего имя ордену. Среди этих правил были требования нищеты и аскетической дисциплины. Фра Анджелико примкнул к этому движению. Он вставал в 2 часа ночи, чтобы идти на всенощную, неустанно молился, соблюдал обет молчания и довольствовался скудной вегетарианской пищей.

Лидер реформаторского движения, священник Джованни Доминичи, исповедовал философию гуманизма и настаивал на изучении классической культуры. В этом его поддерживали даже не все последователи движения, но перемены, происходившие в живописи, были очевидны: элементы реализма все активнее заявляли о себе, заметно модернизируя привычное "византийское" изображение. "Застрельщиками" нового направления в изобразительном искусстве выступали флорентийские художники (среди них выделялся Мазаччо). Одаренный от Бога Фра Анджелико был среди них.

Монастырь оказался едва ли не идеальным местом для него - здесь ему не нужно было думать ни о крыше над головой, ни о пропитании, ни о необходимых для занятий живописью материалах. А некоторая "герметичность" монашеской жизни позволила Фра Анджелико развиваться совершенно свободным и естественным путем. Ранние его работы поражают разнообразием жанров. Он занимался тогда миниатюрами, но при этом писал и большие панели. К их числу принадлежит триптих "Мадонна и Младенец со святым Домиником, Иоанном Крестителем, мучеником Петром и Фомой Аквинским". Это самая ранняя из документально подтвержденных работ Фра Анджелико.

Первый большой заказ художник получил в 1433 году (от Гильдии ткачей) - им стал знаменитый впоследствии триптих Линайуоли. Панели триптиха были вставлены в мраморные рамы и снабжены деревянными створками - их создал флорентийский скульптор Лоренцо Гиберти. Знакомство с Гиберти пошло на пользу Фра Анджелико. Именно Гиберти первым начал создавать произведения пластического искусства, проникнутые духом Возрождения (например, двери для флорентийского баптистерия). Именно Гиберти заявил во всеуслышание: "Самое главное - это точно соблюдать пропорции и во всем стремиться подражать Природе". Еще одним важным событием того время для художника стала встреча со скульптором и архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, творцом классических типов дворца. Он же отвечал за перестройку монастыря Сан-Марко во Флоренции, однако Фра Анджелико не был включен в первую группу перебравшихся на новое место монахов. На протяжении еще нескольких лет он оставался во Фьезоле.

В этот период художник расписал новый алтарь для церкви в Сан-Марко - по заказу всемогущего Ко-зимо де Медичи. Этот факт свидетельствует о том, что к тому времени Фра Анджелико уже выдвинулся на первые роли во флорентийской живописи. В 1438 году художник Доменико Венециано писал: "Не много найдется во Флоренции мастеров, столь же искусных, как Фра Джованни, и столь же трудолюбивых". Последнее определение показательно - Фра Анджелико действительно трудился не покладая рук. Приблизительно в 1440 году он переезжает в Сан-Марко, где тут же приступает к работе над фресками, ставшими одной из вершин его творчества.

На протяжении почти десяти лет Фра Анджелико расписывал стены и потолки нового монастыря. Около 1445 года папа Евгений IV призвал художника в Рим, поручив ему росписи в капелле собора святого Петра, позже разрушенной. При этом римский понтифик высоко ценил Фра Анджелико не только как художника и даже предлагал возвести его в архиепископский сан. Это заманчивое предложение Фра Анджелико вежливо отклонил, порекомендовав вместо себя Фра Антонио Пьероцци, викария монастыря Сан-Марко, который впоследствии был канонизирован.

Монастырь Сан-Доминико во Фьезоле. В этих стенах Фра Анджелико провел большую часть своей жизни. Римское житье затянулось. После смерти Евгения художник работал по заказам его преемника, папы Николая V. Николай V был очень характерной для Раннего Возрождения фигурой, старался соответствовать духу времени, разделял новейшие идеи и собирал к своему двору "просвещенных людей со всего мира".

В частности, Фра Анджелико расписывал потолок капеллы делла Мадонна ди Сан-Брицио. На это ушло у него три летних сезона - художник имел возможность работать только тогда, когда папский двор уезжал на летние каникулы. Фра Анджелико закончил две фрески - "Христос в окружении ангелов" и "Шестнадцать пророков", - после чего отказался от выполнения заказа. Считается, что причиной тому стал несчастный случай - во время работы упал с лесов и разбился насмерть племянник мастера.

Сохранились написанные по заказу Николая V фрески Фра Анджелико в папской часовне в Ватикане, изображающие сцены из жизни святого Стефана и святого Лаврентия. Они относятся к числу лучших творений художника, отличаясь свежим колоритом, смелой композицией и реалистическими, скульптурными формами. Фра Анджелико оформлял также кабинет Николая V. Его положение еще более укрепилось, когда он был назначен настоятелем монастыря во Фьезоле. Это случилось в 1450 году.

Наиболее примечательной работой Фра Анджелико в эти годы являются "Сцены из жизни Христа", написанные для створок шкафа, в котором хранилась серебряная утварь церкви Сантис-сима Аннунциата во Флоренции. До нас дошло 35 квадратных панелей размером приблизительно 37 на 37 сантиметров каждая; 32 из них написаны Фра Анджелико и его помощниками. Все они иллюстрируют события Нового Завета. Особенная (и не слишком свойственная прежнему творчеству Фра Анджелико) эмоциональная напряженность характерна для его знаменитого "Избиения младенцев".

Приблизительно в 1453 году Фра Анджелико вновь возвратился в Рим - для выполнения очередного заказа папы. Здесь же он и скончался спустя два года и был похоронен в доминиканской церкви Санта-Мария сопра Минерва. Гробницу великого художника украшает статуя, изображающая его в образе смиренного монаха. Одна из эпитафий, ныне утраченная, гласила: "Отечество и орден оплакивают смерть непревзойденного живописца, которому не было равных в его искусстве". Другая, помещенная у подножия фигуры художника, находится на своем месте и сейчас. В ней говорится: "Пусть хвалою мне будет не то, что казался я вторым Апеллесом, но что все, чем владею, отдал Тебе, о Христос". В 1984 году Фра Анджелико был причислен к лику блаженных.
Фра Анджелико: галерея Продолжение