Искусство

История искусства

Фра Анджелико



Провозвестник

Фра Анджелико - несмотря на то, что жизнь его была посвящена Богу (а быть может, благодаря этому), - внес огромный вклад в развитие идей Возрождения.

Джордже Вазари, рассказывая в своих знаменитых "Жизнеописаниях" о Фра Анджелико, создал проникновенный образ одаренного от Бога художника-монаха. Англичанин Джон Ре-скин в XIX веке попытался уточнить этот образ, заявив, что Фра Анджелико был "не живописцем в строгом смысле этого слова, но вдохновенным святым". В наши дни к Фра Анджелико относятся более "приземленно": вынося за скобки опыт его монашеского служения, называют мастера, прежде всего, живописцем, намного опередившим свое время. Другими словами, провозвестником идей Возрождения, надолго определивших характер европейской художественной жизни.

Вообще говоря, эти идеи в пору молодости Фра Анджелико носились в воздухе; они самым очевидным образом повлияли на становление манеры художника - это прослеживается в том, как он использует свет, это чувствуется в тяжести складок на одеждах святых и в использовании перспективы.

Противореча друг другу в деталях, Вазари и Рескин сходятся в одном: популярность Фра Анджелико была огромной еще при его жизни. Его творчество вдохновляло многих живописцев Раннего Возрождения, включая великого Пьеро делла Франческо, который, как полагают, мог работать в мастерской Фра Анджелико в 1430-х годах. О признании мастерства Фра Анджелико свидетельствует и тот факт, что именно его в последние годы жизни просили доработать работы некоторых современных ему художников.

В наследии великого флорентийца трудно выделить что-нибудь, сказав: вот это лучше другого. Но сам художник больше всего любил фрески в монастыре Сан-Марко, оставив в них нам частицу своей живой души. Эти фрески поражают абсолютной гармонией и простотой, придающими им необычайную мощь.

У Фра Анджелико было врожденное чувство композиции и цвета. Об этом свидетельствует уже его работа над манускриптами (а именно с манускриптов он начинал свой творческий путь). Здесь каждая заглавная буква не только изящна сама по себе, она при этом служит еще и рамкой, внутри которой художник помещает миниатюрную сценку. Своих "манускриптных" трудов он не оставлял до самой смерти; в последние годы жизни ему помогал в этом еще один талантливый миниатюрист, Заноби Строцци.

Панельная живопись Фра Анджелико 1430-х годов (это как бы второй этап его творческой эволюции) стала одним из краеугольных камней зарождающейся эстетики Возрождения. Удивляет, насколько легко и естественно живописец перешел от миниатюр к монументальным сценам. В триптихе Линайуоли фигуры святых изображены более чем в натуральную величину и выглядят объемными - такого в то время не делал еще никто. Исследователи предполагают, что в этом случае художнику помог скульптор Гиберти, вылепивший для него восковые фигуры-модели.

После триптиха Линайуоли Фра Анджелико еще не раз возвращался к созданию внушительных по своим размерам (до нескольких метров в высоту) и украшенных золотом алтарных образов.

Прекрасным образцом подобной работы может служить Перуджийский триптих, на котором изображена Богородица с Младенцем, окруженная с одной стороны фигурами святого Доминика и святого Николая, а с другой - Иоанна Крестителя и святой Екатерины Александрийской. Традиционно фигуры святых в подобных произведениях размещались на отдельных панелях, но Фра Анджелико объединил их в единую композицию (отделив лишь группы друг от друга готическими арками). Ризы Богородицы ниспадают плотными, тяжелыми складками, а круглые амфоры у подножия ее трона выглядят настолько реальными, что их хочется потрогать рукой.

Картина "Снятие с креста" (ок. 1443) представляет нам Фра Анджелико как революционера пейзажной живописи. На заднем плане мы видим Флоренцию, городские стены которой горят, отражая закатное солнце, а вокруг - спокойную Тосканскую долину и синее, покрытое облаками, небо.

Фрески в монастыре Сан-Марко - первый опыт работы художника в новом для него жанре (ставшем доминирующим на последнем этапе творческой эволюции). Тем удивительнее столь блестящий результат этой работы.

Двадцать фресок, помещенных в двадцати расположенных на втором этаже кельях, образуют один из самых замечательных циклов в истории живописи. Большая часть изображенных на них сцен посвящена жизни Христа и Девы Марии. В каждой монашеской келье этого доминиканского монастыря имелись образ святого Доминика и распятие. Кельи, где жили еще не принявшие постриг, были украшены нравоучительными сценами. Кроме того, фрески Фра Анджелико располагались на стенах коридоров, помещений нижнего этажа и трапезной.

По всей видимости, Фра Анджелико не успел довести эту работу до конца, будучи вызванным к папскому двору в Ватикан. Период смут и церковных расколов остался позади, и Ватикан тогда интенсивно строился, стремительно превращаясь в центр мирового католицизма. Разумеется, папы римские стремились придать ему соответствующий вид, приглашая в Рим лучших художников и скульпторов. Особенно преуспел в этом Николай V. Вскоре после своего избрания он решил украсить фресками собственную капеллу и поручил эту работу Фра Анджелико, выбрав в качестве сюжета сцены из жизни святого Стефана и святого Лаврентия. Ход вполне прозрачный - таким образом, Николай V как бы делал себя прямым наследником первых христианских мучеников.

Скромный монах из Фьезоле стал, по сути, первым художником эпохи Возрождения, начавшим создавать Ватикан и проторившим путь для своих великих последователей, Рафаэля и Микеланджело. Между 1446 и 1449 годами он написал четыре цикла фресок в различных ватиканских церквях, тем самым перенеся ренессансные идеи (рожденные в его родной Флоренции) в Рим, где они и получили дальнейшее развитие. Первым из тех, кто пошел по стопам Фра Анджелико, был Пьеро делла Франческо, ватиканские работы которого ныне утеряны, но который, по словам одного из искусствоведов, "сумел добавить совсем немного к возвышенной геометрии работ Фра Анджелико".

Свет веры

Споры о том, чего больше в творческом наследии Фра Анджелико - высокого монашеского горения или собственно художественных интуиции в духе возрожденческой идеологии "освобождения" человека, - по большому счету, беспочвенны. Искусство Фра Анджелико, прежде всего, органично; его нельзя разложить на арифметические составляющие - вот здесь мы имеем дело с великим живописцем, а здесь - с христианским подвижником. Совершенно ясно - не будь Фра Анджелико столь стоек в делах веры, не было бы и его художественного мира. Точнее, он был бы - но он был бы совершенно другим. К свидетельствам Вазари, которые столько раз назывались "мифологическими", все-таки стоит прислушаться. "Все похвалы мои, - писал он, - не могут воздать должного этому святому отцу, который был столь смиренен и кроток в своих поступках и рассуждениях, столь легок и благочестив в живописи, что написанные им святые имеют больше, чем у кого-либо другого, подобие блаженных. Некоторые утверждают, что брат Джованни никогда не брался за кисть, прежде не помолившись. И если он писал Распятие, слезы всякий раз струились по его щекам".
Назад Фра Анджелико: галерея