Искусство

История искусства

Джованни Беллини



Отец венецианской школы

Беллини можно считать отцом прославленной венецианской школы. В его работах впервые зазвучали ноты, объединившие многих живописцев именно в "школу".

Джованни Беллини - безусловно, самая заметная фигура среди венецианских художников XV века. Когда мастер начинал свой творческий путь, венецианская школа переживала период упадка. Но уже к началу XVI столетия о венецианской школе вновь заговорили как о лучшей в Италии. Не будет большим преувеличением сказать, что произошло это во многом благодаря Беллини. Его творчество вдохновило целое поколение молодых мастеров (некоторые из них вышли из его мастерской). Известный искусствовед Кеннет Кларк отметил: "Не существует ни одной другой школы живописи, которая была бы создана одним человеком". Имеется в виду - кроме венецианской, созданной Беллини.

К сожалению, большинство работ художника не датировано. Год создания указан лишь на некоторых картинах. Остальные приходится датировать, опираясь на немногочисленные косвенные свидетельства. Усложняет искусствоведам работу и то, что не всегда можно точно определить авторство того или иного произведения. Подпись Джованни Беллини, стоящая на картине, говорит лишь о том, что она вышла из его мастерской. Но писал ли он эту картину своей собственной рукой - неизвестно.

Правда, представить в общих чертах, как трансформировался стиль Беллини, под силу даже неискушенному зрителю. Каждый из нас может увидеть, что художник начинал с линейного письма, принятого в Средние века, и постепенно перешел к ренессансной манере - широкой и свободной.

В юности Джованни Беллини находился под сильным влиянием своего отца - Якопо Беллини. Затем настал период увлеченности работами Андреа Мантеньи. И, наконец, будучи уже вполне зрелым мастером, Беллини пленился выразительными формами Пьеро делла Франческа (ок. 1420-1492). Так, проходя через горнило самых разных влияний, складывалась оригинальная манера отца венецианской школы живописи.

Очень многому научился Беллини и у Антонелло да Мессины, сицилийского живописца, посетившего Венецию в 1475-76 годах. Последний принес в Италию неизвестную до тех пор технику масляной живописи, которая открывала перед художником неисчерпаемый кладезь новых приемов и возможностей. Нужно отметить, что Беллини (в отличие от многих других мастеров) не стыдился учиться на протяжении всей своей жизни. Он не считал зазорным перенимать что-то новое даже у своих собственных учеников. Например, Джорджоне (1475-1510) он обязан романтическим звучанием некоторых своих поздних работ. Творчески перерабатывая и синтезируя все лучшее, что можно было почерпнуть у других художников, Беллини создавал свой оригинальный - поэтический и глубокий - художественный мир. Довольно точные слова сказала о нем искусствовед Дженнифер Флетчер: "Некоторым художникам удалось изобрести больше, чем Беллини, но никто из них не приблизился к идеалу так близко, как он".

Джованни Беллини был очень разносторонним художником. Превосходный портретист, мастер религиозной и исторической живописи (к сожалению, его исторические работы погибли в огне пожара, вспыхнувшего во Дворце дожей), в конце жизни он обратился к сюжетам из античной мифологии и в этой области тоже сумел создать произведения, обогатившие сокровищницу мирового искусства.

Но более всего внимания Беллини уделял, конечно же, религиозной живописи. Его работы в этом жанре отличаются точностью и глубокой прочувствованностью образов.

Велики достижения Беллини и в пейзаже. Правда, "пейзажей в чистом виде" он никогда не писал, что и понятно - в его время пейзаж еще не выделился в самостоятельный жанр. Но почти во всех его работах ландшафт присутствует в качестве фона (порой этот фон играет не менее важную роль, чем то, что изображено на нем, - взгляните хотя бы на картину "Экстаз святого Франциска").

Насколько нам известно, работая над пейзажами, Беллини, в отличие от своих знаменитых современников Альбрехта Дюрера и Леонардо да Винчи, почти никогда не делал набросков с натуры. Впрочем, создавая пейзажи "из головы", мастер время от времени пользовался рисунками своего отца. Два альбома зарисовок Якопо Беллини, которые хранятся сейчас в Лувре и Британском музее, могут дать нам представление о его мастерстве. Не удивительно поэтому, что и Джованни, и Джентиле Беллини вдохновлялись его рисунками. Например, ворона, сидящего на дереве ("Мадонна в лугах"), Джованни Беллини просто скопировал с одного из рисунков Якопо Беллини.

В ранних работах Беллини пейзаж зачастую выглядит гораздо более убедительным, чем человеческие фигуры. Со временем художник в совершенстве освоил технику изображения человеческого тела (и мог писать его, как мы помним, в самых сложных ракурсах). Теперь пейзаж и человек в картинах Беллини дополняли друг друга, соединяясь в единое гармоничное целое.

Многие искусствоведы упрекали Беллини в "статичности". В самом деле, динамика - не беллиниевский козырь. Исключение из правила составляют, пожалуй, только две его поздние картины со сценами мученичества апостола Петра. Движение интересовало Беллини мало. Гораздо больше работал он над созданием настроения, выявлением эмоциональной атмосферы выбранного сюжета.

Принято считать, что умение создавать тонкие цветовые нюансы пришло к Беллини лишь с овладением техникой масляной живописи. Действительно, масляные краски, в отличие от традиционной для итальянской живописи темперы, существенно расширяли круг возможностей художника. Но мы имеем доказательства того, что мастером колорита Беллини был еще в "темперный" период своего творчества. Вспомним, например, тончайшие оттенки розового, которыми написана заря в "Молении о чаше". Между тем, эта картина создана в 1459 году, а живопись маслом мастер начал осваивать только во второй половине 1470-х годов.

В дальнейшем художник использовал обе техники, начиная, как правило, писать картину темперой, а заканчивая работу масляными красками. Впрочем, в последние годы Беллини писал уже исключительно маслом. Большинство своих картин он писал на деревянных панелях, но к концу жизни все чаще стал отдавать предпочтение холсту. Все эти технические детали творчества художника отражают особенности переходного для европейской живописи периода, в который Беллини довелось жить и творить.
Назад К списку работ