Искусство

История искусства

Уильям Блейк



Уильям Блейк: Сатана, поражающий Иова язвами


Сатана, поражающий Иова язвами (1526), Галерея Тейт, Лондон


    Блейк не однажды обращался к библейской истории о многострадальном Иове. Эта картина, написанная темперой, является последней по времени в ряду подобных работ. И в ней сюжет об Иове раскрыт художником наиболее полно и ярко. Могучая фигура сатаны буквально вырывается из пространства картины навстречу зрителю. На крыльях его трепещут отблески адского пламени, голова, словно короной, обрамлена языками огня. Сатана попирает ногами распростертого на земле Иова и выливает на него из сосуда нечто, из-за чего все тело праведника покроется язвами. В "Книге Иова", однако, нет никаких упоминаний о том, что сатана поражал Иова язвами при помощи какой-либо жидкости. Там сказано: "И отошел сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его". Так что вся картина, по большому счету, является плодом фантазии художника (что не умаляет ее мощи). Рядом с праведником Блейк написал его жену. Ее фигура выражает глубокую скорбь и отчаяние. Вспомним, что говорит она, согласно Библии, Иову, пораженному проказой: "Похули Бога и умри!", на что муж укоризненно отвечает ей: "Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?"

    Технику, в которой создана картина "Сатана, поражающий Иова язвами", Блейк ошибочно называл техникой фрески. На самом деле, это разновидность письма темперой. Правда, он разводил темперу не на яичном желтке (как обыкновенно делали живописцы), а на разбавленном водой столярном клее. Мастер утверждал, что разводить темперу клеем научил его сам Иосиф, праведный муж Девы Марии. Именно он, по словам художника, явился ему в одном из видений и раскрыл этот секрет. Блейк полагал, что темпера на клею предоставляет живописцу больше возможностей, нежели темпера, разведенная на желтке. Сейчас, увы, темперные картины Блейка потемнели, и мы не можем судить, действительно ли они были столь ярки, как то утверждал художник.

    Картина написана на доске красного дерева. Перед началом работы мастер загрунтовал ее - покрыл несколькими слоями клея, смешанного с мелом, растертым в порошок. Белый грунт, по замыслу Блейка, должен был просвечивать через краску и придавать картине сияние. Загрунтованную доску художник покрыл еще одним слоем клея (на сей раз - без мела), чтобы грунт не впитывал краски.
К списку работ Биография Продолжение