Искусство

История искусства

Пьер Боннар



Пьер Боннар. Обнаженная в ванне


Обнаженная в ванне (1941-46), Художественный музей Карнеги, Питтсбург



    Марта, лежащая в ванне, кажется растворяющейся в мозаике мерцающих красок. Ванную комнату заливает свет, превращая простые керамические плитки в фейерверк, пылающий пурпурными, красными, синими и золотистыми тонами. Ванна у Боннара подобна драгоценному сосуду, а тело Марты выглядит в нем божественным, принадлежащим не женщине, а наяде. Устойчивость композиции придает фигурка маленькой собачки, свернувшейся клубком рядом с ванной.
    Эту картину Боннар начал писать за год до смерти Марты и продолжал работать над ней в течение пяти лет. Она стала кульминацией серии ню, моделью для которых послужила спутница жизни художника. Марта Боннар проводила в ванне по нескольку часов каждый день. Некоторые исследователи считают эту странность проявлением душевного заболевания Марты. Но может оказаться и так, что она считала ванну лекарством, способным излечить ее от туберкулеза гортани. Эта болезнь на протяжении долгих лет подтачивала силы Марты и, в конце концов, свела ее в могилу.

    "Обнаженную в ванне" Боннар заканчивал уже после смерти Марты. Последние годы их жизни были невыносимо тяжелыми. Все чаще с мадам Боннар случались припадки ужасной ревности, все реже в их доме бывали спокойные, безмятежные дни. Вероятно, в это время Боннар чувствовал себя очень одиноко. Добровольное отшельничество обернулось вынужденной изоляцией. Тихая обитель стала тюрьмой. Способствовали тому и прогрессирующее психическое заболевание Марты, и война, отрезавшая обитателей Приморских Альп от остального мира, и уход из жизни многих друзей юности художника.
    Тем не менее, последняя "обнаженная", написанная Боннаром с Марты, светла и прозрачна. Она стала квинтэссенцией воспоминаний художника о той девушке, с которой он познакомился много лет назад. Теперь, когда Марта умерла (вскоре после того, как Боннар сделал первые наброски), некому было помешать вспоминать ее. Солнечные лучи пронизывают ванную комнату, уютно устроилась на коврике маленькая собачка, Марта лежит в ванной - прекрасная и почти величественная. Такая, словно она уже не здесь, а где-то в другом мире, где нет ни болезни, ни войны, ни измен, ни горя.
    Картина светла и - печальна, как печально всякое воспоминание даже о самом большом счастье. Потому что - "все было", и уже ничего не будет. Почти ничего уже не будет и в жизни самого Боннара. Работа, начатая художником за год до смерти Марты, была закончена им за год до собственной смерти.

К списку работ Биография Продолжение