Искусство

История искусства

Виктор Борисов-Мусатов



Виктор Борисов-Мусатов. Мотив без слов


Мотив без слов (1900), Государственная Третьяковская галерея, Москва



Эта картина относится к периоду интенсивных поисков "формальных" путей разработки новой темы, полностью захватившей Борисова-Мусатова по возвращении в 1898 году из Франции. Условно эту тему можно обозначить как "идеальный мир прошлого", но это довольно неточное название. Определение "идеальный" тут гораздо важнее "прошлого", хотя именно к "прошлому" пытались "привязать" художника первые истолкователи его творчества. Символистский характер художественных размышлений Борисова-Мусатова не вызывает сомнений. Именно к символизму как методу постижения мира пришел живописец, последовательно "переболев" во Франции импрессионизмом и постимпрессионизмом. Музыкальные названия многих его картин (начиная с "Осеннего мотива", написанного годом ранее, и "Гармонии", созданной в этом же, 1900, году) подчеркивают, в каком ключе Борисов-Мусатов пытается решать вставшие перед ним задачи - "без слов", посредством внутренней музыки. Надо сказать, что в этой работе "без слов" ему "сказаться" не получилось - повествовательность тут налицо. Более того, картина может быть истолкована как парафраз на тему собственной судьбы - отправляясь во Францию, Борисов-Мусатов предложил своей будущей жене, Е. Александровой, стать его спутницей, но в тот раз получил отказ.

Назад К списку работ Биография Продолжение