Виктор Борисов-Мусатов
Призраки (1903), Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта работа завершает саратовский период творчества Борисова-Мусатова. Есть соблазн этой своеобразной "прощальностъю" объяснить ее настроение - настроение щемящей грусти, почти тоски. Но вряд ли тут существует какая-то прямая связь. Борисов-Мусатов - художник одной темы, одной художественной идеологии, но эта тема интерпретируется в "лучах" разного настроения. На этот раз зубриловский пейзаж становится вместилищем и выражением мысли о скоротечности жизни; о том, что все кончается, истончается, исчезает; об умирании без воскресения, в конце концов. Минутная прихоть художественного гения? Наверное, нет. Борисов-Мусатов - при всей своей мягкой элегичности - художник трагического мировосприятия. Без сомнения, в этой картине он выступает наиболее последовательным символистом: в мистические тени здесь у него превращаются не только люди, но и парк, и сам барский дом. Но вместе с тем на глазах материализуется символ "иного мира", становящегося реальностью в краткие предрассветные часы. "Призраки" стали одной из первых картин, приобретенных (в 1905 году) Третьяковской галереей у вдовы Борисова-Мусатова.
Назад | К списку работ | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер