Искусство

История искусства

Виктор Борисов-Мусатов



Виктор Борисов-Мусатов. Изумрудное ожерелье


Изумрудное ожерелье (1903-04), Государственная Третьяковская галерея, Москва



Парижский период жизни Борисова-Мусатова ознаменовался сильнейшим увлечением, во многом определившим основные черты того художественного мира, который мы зовем мусатовским. Ищущий средств выражения волнующих его мыслей и образов молодой художник влюбился в творчество Пьера Пюви де Шаванна (1824-1898), виднейшего представителя французского символизма. Идеи плоскостности и условности, приглушенная цветовая гамма, характерные для отвлеченных монументально-декоративных панно французского живописца, были восприняты и переработаны Борисовым-Мусатовым. Тогда же, в 1897 году, у него созрел замысел картины "Maternite" ("Материнство"), во многом повторяющий содержательные и формальные принципы композиций Пюви де Шаванна. Борисов-Мусатов предполагал изобразить освещенный солнцем "цветущий сад, где все молодо, зелено", с женскими фигурами на нем. Тогда дело дальше этюдов не пошло. "Изумрудное ожерелье" в некотором смысле стало второй попыткой - состоявшейся! - воплощения этого замысла. Лето 1903 года Борисов-Мусатов вместе с женой провел на даче - в двухстах километрах от Саратова, под Хвалынском. Целыми днями он пропадал в дубовом лесу, рисуя поразившие его своим синим отливом дубовые листья. Так начиналось "Изумрудное ожерелье". Работа продолжилась дома, где художник кропотливо трудился над этюдами отдельных фигур (их он, в частности, писал со своей сестры, Е. Мусатовой, и Н. Ю. Станюкович). Кажется, никогда до этого он не работал над картиной столь долго и тщательно. Но результат стоил того. Эта динамичная композиция, в которой женские фигуры и образ торжествующего летнего леса слились в единое целое, пронизана музыкальным ритмом, она буквально "звучит" своим цветом, провозглашая осанну жизни и вечной природе. Любопытно. Однажды на вопрос "Почему на Ваших героинях обязательно старинные платья? " Борисов-Мусатов ответил: "Женщины в кринолинах менее чувственны, более женственны и более похожи на кусты и деревья". Свое "Изумрудное ожерелье" он называл "языческой картиной". Это авторское определение точнейшим образом объяснят ее.

Назад К списку работ Биография Продолжение