Иероним Босх



Иероним Босх. Сад земных наслаждений


Сад земных наслаждений (1503-04), Музей Прадо, Мадрид



    Этот фантастический шедевр Босха - одно из самых знаменитых произведений в истории мировой живописи. Его пространство густо заполнено разнохарактерными образами и сценами: райскими видениями, картинами человеческого падения, кошмарными чудовищами и порождениями адской бездны. Центральную панель триптиха населяет огромное количество обнаженных фигур, гигантских птиц, странных предметов и пр. Это апофеоз греха. Левая и правая панели - Рай и Ад соответственно. Таким образом, триптих, как бы "рассыпающийся" перед глазами на множество почти случайных сюжетов, в конце концов "собирается" в некую законченную картину мира.
    Правда, не все так просто с толкованием этой картины. Почему, например, предающиеся всевозможным утехам персонажи центральной панели выглядят столь, по большому счету, непорочными? Быть может, перед нами вовсе не собирательный образ человеческого греха, а попытка конструирования некоего искусственного рая, созданного нашими чувствами? Или прав один из искусствоведов, утверждавший, что мыслью Босха было показать здесь состояние, предшествовавшее грехопадению Адама и Евы? Количество версий относительно смысла этой работы Босха неисчислимо, но она продолжает упрямо хранить свою тайну, открываясь каждому новому поколению людей по-иному.
    Пронзенная стрелой и как бы рассеченная ножом (вполне очевидным фаллическим символом), гигантская пара ушей движется на фоне темного пейзажа правой панели, давя попадающихся на ее пути людей. В тени фигуры скрываются фантастические персонажи. Есть искусствоведы, утверждающие, что буква "М", выгравированная на лезвии ножа, отсылает к имени человека (например, ножовщика), с которым Босх находился в неприязненных отношениях. Другие специалисты считают, что эта буква является знаком Антихриста или всего мира ("mundus" по-латыни означает "мир").
    Порождение босховской фантазии выглядит омерзительно и жутко. Это ощущение усиливается самим характером изображения, предполагающим тщательное выписывание мелких натуралистических деталей. Босх вообще отличается от других художников своим великим умением подавать невероятное как вполне обычное, реальное, обиходное.
    Художник аккуратно отмечает тени, отбрасываемые складками ушей и проткнувшей уши стрелой, необыкновенно зримо и натурально показывает засохшую кровь. Плавные тени сопровождают и изгиб лезвия ножа с его зловещими зазубринами. Хрупкие, изломанные человечки озарены отсветами горящих вдали адских костров.

К списку работ Биография Продолжение