Искусство

История искусства

Франсуа Буше



Живопись, услаждающая взор

Буше плодотворно работал в самых разных жанрах, начиная от традиционной масляной живописи и заканчивая эскизами для фарфоровой фабрики в Севре и Королевской мануфактуры гобеленов.

Пожалуй, ни один художник не вызывал у Дени Дидро такого отвращения, какое вызывал Буше. Энциклопедист говорил, что картины его надуманны, лишены морали, и даже утверждал, что живописец обладает всем, "кроме совести и чести". Оценки яростного критика немало помогли формированию соответствующего отношения к Буше. А, между тем, художник никогда и не стремился к тому, чтобы в его работах присутствовал "глубокий моральный смысл". Он не собирался никого поражать интеллектуальным содержанием, не хотел даже, чтобы его полотна каким-то особым образом воздействовали на эмоции зрителя. Вовсе нет. Так что, по большому счету, Дидро упрекал Буше в том, что он не хочет видеть смысла живописи там, где видит его сам Дидро. "Смысл Буше" куда проще, понятнее и в чем-то (в своей "невоспитательности", например) даже благороднее "смысла Дидро". Художник просто желал радоваться красоте и радовать ею других. И элегантный, игривый стиль рококо был совершенно "его" стихией, в которой он чувствовал себя, как рыба в воде.

Стиль рококо, расцветший во Франции в эпоху правления Людовика XV, с одной стороны, продолжал традиции барокко, с другой - противоречил им и от них отталкивался. И для рококо, и для барокко характерны сложные, ассиметричные композиции, любовь к декоративности, к "чувственному излому". Но несколько тяжеловесной барочной пышности художники рококо противопоставили изящную интимность (то, что можно назвать "атмосферой будуара"). Буше в полной мере соответствовал требованиям нового стиля. Прежде всего, он прекрасно владел искусством декоративной живописи, чрезвычайно тонко чувствуя необходимую "меру" декоративных эффектов. Не забудем, что серьезное влияние на становление стиля мастера оказало знакомство с работами Антуана Ватто (еще в мастерской Кара Буше делал гравюры с работ "основоположника галантного жанра"). Очевидным образом на него повлияла и манера Абрахама Блумарта (1564-1651). Известно, что во время своего пребывания в Италии Буше приобрел несколько рисунков этого выдающегося голландского маньериста, а в 1735 году выпустил серию гравюр, сделанных по его работам. Больше всего нашего героя привлекали пейзажи Блумарта с похожими на снежную пену облаками и живописными фигурами "пейзан". Эти элементы впоследствии перекочевали в пасторали самого Буше.

Мы уже говорили о том, что Буше старался сделать вид, будто на него не так уж сильно повлияло путешествие по Италии. Преподавая в Королевской академии, он внушал своим ученикам, что не нужно слишком увлекаться изучением старых мастеров. Живопись "титанов Возрождения" и в самом деле не произвела на него большого впечатления, показалась ему "излишне отвлеченной". Но того, что на стиль молодого Буше повлияли мастера итальянского барокко, отрицать нельзя (думается, что и сам Буше отрицал это влияние, главным образом, из кокетливого желания показаться совершенно самостоятельным и оригинальным в своем творческом поиске). Как бы там ни было, именно фрески Пьетро да Кортона и Луки Джордано укрепили будущего "первого живописца короля" в его "декоративных устремлениях".

Первая серьезная работа Буше на декоративно-прикладном поприще относится к 1734 году, когда он получил заказ от Королевской мануфактуры гобеленов. В дальнейшем мастер погружался в декоративную сферу все глубже, и то, что сейчас его оценивают исключительно как живописца, - чистая нелепость. Гораздо корректнее было бы рассматривать его творческое наследие в полном объеме, ведь кроме картин он создавал гобелены, фарфор, театральные костюмы и декорации, фонтаны, часы и табакерки. Есть среди его работ и столь необычные, как, например, набор декоративных пасхальных яиц, преподнесенный им Людовику XV в подарок, или же комплект карикатурных куколок из картона.

Воздействие, которое оказали декоративные работы на живописную стилистику Буше, трудно переоценить. "Неестественно-яркие" тона, столь возмущавшие Дидро в картинах художника, вероятнее всего, перешли в них из его эскизных картонов для гобеленов. Дело в том, что рисунок на гобелене должен быть выткан очень яркими нитками, иначе он становится неразборчивым, смазанным. Зная об этом, Буше выполнял свои картоны в "преувеличенных" цветах. А впоследствии эта привычка начала сказываться и в его живописи.

Декоративностью обусловлены и многие композиционные особенности полотен Буше. Известно, что лишь немногие его картины изначально задумывались как самостоятельные произведения. Все прочие (большая часть) предназначались для оформления какого-либо интерьерного пространства. И мастер писал их применительно к особенностям данного интерьера. Например, в иных случаях требовалось, чтобы картины гармонировали с богатыми лепными украшениями помещения. Или же перекликались с цветом стен. Необычный вертикальный формат работ из серии "Венера и Марс" (будуарные сцены в таком формате обыкновенно не пишут) тоже был обусловлен "требованиями интерьера". А знаменитый "Триумф Венеры" Франсуа Буше и вовсе написал под заранее купленную заказчиком (графом Тессином) раму, богато украшенную в стиле рококо.

Обобщая, можно сказать, что склонность Буше к декоративной живописи вела его ко все большему уплощению пространства картины. В самом деле, даже пейзажный фон, присутствующий в некоторых композициях мастера, напоминает, скорее, не действительный пейзаж, а театральный задник с изображенным на нем пейзажем. А призванные создать ощущение глубины пространства элементы (например, архитектурные) - вообще редкость для работ Буше. Основное внимание живописец уделяет переднему плану. Именно здесь сосредоточены все главные и второстепенные детали. Здесь живут и действуют основные персонажи, здесь разбросаны "подсказки", помогающие зрителю разобраться в хитросплетениях сюжета, дающие ему возможность проверить свои познания в мифологии. Например, для "профана" два подстреленных голубя в "Купании Дианы" ничего не значат. Он даже может принять их за уток. Искушенному же знатоку мифологических символов эти голубки могут сказать о многом. Подобные детали на переднем плане составляли одну из отличительных черт стиля Франсуа Буше.

У художника никогда не возникало затруднений с тем, как заполнить возникающие по ходу работы над картиной пустоты. Для этого у него всегда имелся запас изысканных драпировочных тканей и ангелочков-путти. Все это он писал "из головы", не прибегая ни к каким предварительным рисункам и эскизам. Не станем отрицать - эти дежурные детали делали порою работы Буше слишком "надуманными" (говоря словами Дидро), но эта надуманность с лихвой искупалась мастерством живописца.
Назад К списку работ