Питер Брейгель



Питер Брейгель. Охотники на снегу


Охотники на снегу (1565), Художественно-исторический музей, Вена



    Это картина входит в серию "Месяцы" ("Времена года"), заказанную Брейгелю брюссельским банкиром Николасом Ионгелинком. Сохранились лишь пять картин этой серии. Соотносится данная работа, скорее всего, с январем. Заснеженная панорама, разворачивающаяся на заднем плане, заставляет вспомнить об альпийских пейзажах, глубоко поразивших художника во время его путешествия в Италию.
    В нижнем левом углу картины на белом снегу четко выделяются силуэты охотников и собак. Их динамичные позы направляют взгляд зрителя по диагонали вглубь полотна. Движение фигур подчеркнуто голыми стволами деревьев, как бы указывающими на людей, катающихся далеко внизу на коньках. Вся сцена выстроена художником по-театральному, представляя собой ряд "смыкающихся" элементов переднего, среднего и заднего планов.

    Этот шедевр демонстрирует нам позднюю манеру Брейгеля, отличающуюся более крупными и более подробно выписанными фигурами (при меньшей "заселенности" художественного пространства). Впрочем, даже при таком укрупнении лица людей остаются несколько размытыми и нечеткими.
    Вплоть до 1560-х годов Брейгель не писал людей с натуры, заменяя "натуру" гравюрами Иеронима Босха. Ко времени создания "Охотников на снегу" он от этого правила отошел. Теперь художник все чаще портретировал крестьян или жителей небольших городков, снабжая иногда свои рисунки примечаниями с указанием подробностей одежды, в которую была одета та или иная его модель. Но прописывать черты лица Брейгель по-прежнему избегал - в этой ситуации главными отличительными чертами персонажей рассматриваемого шедевра стали особенности их тел, позы и одежда.
    Брейгель был изумительным рисовальщиком; особенно ярко это проявляется в стремительных, экспрессивных контурах охотников и их собак, выделяющихся на белом снегу и задающих масштаб всей картине.

К списку работ Биография Продолжение