Питер Брейгель



Питер Брейгель. Крестьянский танец


Крестьянский танец (ок.1568), Художественно-исторический музей, Вена



Точное совпадение формата и единство стилистического решения делает эту картину как бы "парной" к "Крестьянской свадьбе". Возможно, обе эти работы входили в некую "крестьянскую" серию Брейгеля. Различия между ними, впрочем, тоже существенны. Это касается, например, атмосферы изображенных сцен. "Антигреховная" направленность в "Крестьянском танце" гораздо острее, нежели в "Крестьянской свадьбе". Тема рассматриваемой работы - сельский праздник. Скорее всего, это день памяти какого-то святого. Но никаким религиозным "пыланием" он не сопровождается. Брейгель подчеркивает как раз другое - греховное забытье. Про церковь, виднеющуюся на заднем плане, никто и не вспоминает, увлекшись безудержным танцем. Значимая деталь -один из танцующих (на переднем плане) беззаботно попирает ногой крест, образованный двумя соломинами. У этого же персонажа на головной убор прицеплена ложка - символ обжорства. Ключ и кошелек, дополняющие платье его партнерши, - символ корыстолюбия. У сидящего рядом с волынщиком молодого человека голову венчает шапочка с фазаньим пером, являющимся символом гордыни. На земле отчетливо прописана ореховая скорлупа, отсылающая нас к нидерландской пословице о человеке, "променявшем спасение на лесной орех".

Назад К списку работ Биография Продолжение