Питер Брейгель
Битва Масленицы и Поста
Убогие
Во времена Брейгеля улицы Антверпена были запружены нищими и калеками, поэтому нет ничего удивительного в том, что эти образы столь
часто появляются в его произведениях. Первая встреча с ними происходит на его ранних "босхов-ских" гравюрах, но наиболее интересен
в изображении этого мира поздний Брейгель.
"Ранние" калеки художника исполняют нравоучительную роль. Так, на полотне "Битва Масленицы и Поста" (вверху) позы калек
свидетельствуют об их полном равнодушии по отношению к царящему на улице религиозному празднику и воспринимаются как аллегория
духовной ущербности. Позже фигуры нищих и калек "актуализируются", и их появление есть знак того, что разговор идет о современных
делах Нидерландов. Не следует забывать о том, что борцы за освобождение страны, из-под власти испанской короны получили прозвище
"нищие" ("гезы") - именно так испанские вельможи презрительно называли оппозиционно настроенных голландских дворян. Те не
обиделись; более того, стали демонстративно прибегать к атрибутике нищих (например, прикрепляя к капюшону плаща лисий хвост).
Таким образом, и персонажи брейгелевских "Калек", 1568 (на след. стр.) - суть символы борьбы за национальную независимость.
Назад | К списку работ | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер