Искусство

История искусства

Питер Брейгель



Питер Брейгель. Битва Масленицы и Поста


Битва Масленицы и Поста



Убогие
Во времена Брейгеля улицы Антверпена были запружены нищими и калеками, поэтому нет ничего удивительного в том, что эти образы столь часто появляются в его произведениях. Первая встреча с ними происходит на его ранних "босхов-ских" гравюрах, но наиболее интересен в изображении этого мира поздний Брейгель.
"Ранние" калеки художника исполняют нравоучительную роль. Так, на полотне "Битва Масленицы и Поста" (вверху) позы калек свидетельствуют об их полном равнодушии по отношению к царящему на улице религиозному празднику и воспринимаются как аллегория духовной ущербности. Позже фигуры нищих и калек "актуализируются", и их появление есть знак того, что разговор идет о современных делах Нидерландов. Не следует забывать о том, что борцы за освобождение страны, из-под власти испанской короны получили прозвище "нищие" ("гезы") - именно так испанские вельможи презрительно называли оппозиционно настроенных голландских дворян. Те не обиделись; более того, стали демонстративно прибегать к атрибутике нищих (например, прикрепляя к капюшону плаща лисий хвост). Таким образом, и персонажи брейгелевских "Калек", 1568 (на след. стр.) - суть символы борьбы за национальную независимость.

Назад К списку работ Биография Продолжение