Питер Брейгель



Питер Брейгель. Вавилонская башня


Вавилонская башня



Религиозные сюжеты
Религиозная живопись Брейгеля - это огромный мир. Обращаясь к ней, художник сделал несколько оригинальных находок. Чтобы создать на картине более реалистичную атмосферу, Брейгель лишает зрителя его привычной привилегии - возможности рассматривать сцену спереди, "из первого ряда театральных кресел", - и предлагает ему взглянуть на происходящее сбоку, глазами случайного свидетеля. Так, например, фигура Савла на картине "Обращение Савла" (на след. стр.) едва различима, а весь передний план занят конными всадниками и задами их лошадей. К стати, есть у этой работы и политический намек на переход испанской армии через Альпы с тем, чтобы подавить вспыхнувшее в Нидерландах национальное восстание. Подобные намеки - одна из особенностей религиозной живописи Брейгеля. Так, по мнению исследователей, "Вавилонская башня" (вверху) нечто иное, как аллегория стремительно растущего Антверпена, бывшего своеобразным котлом, в котором в нечто новое переплавлялись представители разных социальных слоев и конфессий. Впрочем, встречаются среди религиозных картин Брейгеля и работы "прямого действия", не имеющие двойного дна. К таковым относится, например, "Христос и грешница".

Назад К списку работ Биография Продолжение