Искусство

История искусства

Бронзино (Аньоло ди Козимо ди Мариано)



Изысканный маньерист

В живописи Бронзино полнее всего воплотились черты маньеризма, одного из самых популярных в Италии XVI столетия направлений живописи.

Джордже Вазари во втором издании своих "Жизнеописаний знаменитых художников" назвал Бронзино "самым значительным из живущих ныне флорентийских живописцев". Бронзино действительно был таковым. Укрепляло его положение и высокое покровительство герцога Козимо I Медичи.

Сейчас о Бронзино помнят, прежде всего, как о выдающемся авторе блестящих парадных портретов. Однако было бы неправильно считать его исключительно портретистом. Мастер с большим успехом работал в самых разных жанрах - от фресок до миниатюр. К сожалению, время безжалостно обошлось с творческим наследием художника - значительная его часть бесследно пропала. Особенно горюют искусствоведы об утраченных декорациях, которые Бронзино создавал по случаю торжеств при дворе Медичи.

Составить представление об этих работах мы можем только по воспоминаниям современников и нескольким дошедшим до нас наброскам самого художника. Не сохранились и фрески Бронзино, украшавшие некогда виллы семейства Медичи.

Огромное влияние на становление манеры Бронзино оказал Якопо Понтормо, его наставник и приемный отец. Временами художник настолько точно имитировал манеру Понтормо, что современные специалисты затрудняются установить авторство в тех случаях, когда учитель и ученик трудились над росписями рука об руку (а такое бывало неоднократно). Оба они были великолепными рисовальщиками и стремились к тщательной отделке деталей. Однако со временем Бронзино в поисках собственного стиля стал отдаляться от Понтормо. Его работы приобрели сдержанность (в то время как полотна Понтормо подкупают зрителя именно "накалом страстей").

И Понтормо, и Бронзино были яркими представителями течения, известного ныне как маньеризм. Джорджо Вазари, друг и биограф Бронзино, употреблял этот термин для обозначения манеры письма, характерными чертами которой являются изящество, взвешенность и утонченность. Но уже в XVII веке термин "маньеризм" был дискредитирован. Маньеристами стали называть живописцев, отошедших от величественных идеалов Высокого Возрождения. Всякая надуманная композиция с фигурами, изображенными в неестественных позах, считалась "маньеристской".

Какие только хулы не низвергались на головы маньеристов! Эпигоны, прозябающие в тени титанов Возрождения. Плагиаторы, оскверняющие достижения великих мастеров. И так далее. Надо ли говорить, что подобная точка зрения на маньеризм не выдерживает никакой критики - она предельно упрощена. Хотя, увы, иные итальянские живописцы вполне соответствовали этому распространенному стереотипу. Признаем, что внес свой вклад в такое понимание маньеризма и Бронзино.

Так, его работа "Мученичество святого Лаврентия", несмотря на всю свою величественность, показывает, к какому результату может привести слепое следование Микеланджело и Рафаэлю. Обнаженная натура, в избытке заимствованная художником у этих мастеров, переполняет картину и превращает ее, по выражению одного из критиков, в "смесь балета и турецких бань".

Однако необходимо отметить, что маньеризм "не только плох, но и хорош". Например, удлиненные фигуры и странные позы, которые так любили маньеристы и за которые их так громили критики, действительно иногда способствовали созданию особого эмоционального лада картины. Кроме того, нельзя отнять от маньеристов изысканности. Она не всегда бывала к месту (сцены мученичества святых - яркий тому пример), но светские полотна от нее подчас только выигрывали.

Бронзино редко удавалось достичь в своих работах высокого эмоционального напряжения (характерного, скажем, для ценимого им Микеланджело). Вышеупомянутое стремление к изысканности мешало художнику достигать тех "высот духа", что были "освоены" мастерами Высокого Возрождения. Но героические и религиозные полотна не были истинным призванием Бронзино. Полнее всего его талант воплотился в светских работах. В особенности заслуживают внимания его портреты, которыми он и прославился далеко за пределами родной Флоренции.

Козимо I Медичи не мог бы найти для себя лучшего придворного живописца, чем Бронзино. Ни один из живших во Флоренции в те времена художников не был в состоянии сравниться с Бронзино в умении мастерски создать парадный портрет. Блеск доспехов, сияние драгоценных камней, фактура богатых тканей - все это мастер умел передать, как никто другой. Кроме того, идеализированные образы его покровителей обладают и необыкновенным портретным сходством. Такие портреты и были нужны могущественному семейству Медичи.

В воспоминаниях о художнике часто повторяется одно любопытное свидетельство. Будто бы Козимо Медичи собирался заказать свой парадный "образ" великому Тициану, но, познакомившись с работами Бронзино, отказался от этой мысли. Герцог обнаружил себя на портрете Бронзино именно таким, каким хотел себя видеть. Мудрым правителем, непобедимым воином и аристократом до мозга костей.

Нам почти ничего не известно о том, как была организована работа в мастерской Бронзино. Но известны имена некоторых учеников мастера, среди которых выделяется Алессандро Аллори. Впоследствии приемный сын Бронзино стал единственным флорентийским художником, сохранявшим заповеданный ему наставником отточенный стиль. Остальные флорентийские живописцы нового поколения предпочитали писать в более свободной и менее изысканной манере Джордже Вазари. Возможно, эти предпочтения были связаны не столько с душевными склонностями молодых художников, сколько с недостатком мастерства.

К началу XVII века обе разновидности маньеризма ("по Бронзино" и "по Вазари") утратили свою актуальность. На смену им пришел более натуралистический стиль письма. Но, несмотря на эту смену ориентиров, многие придворные художники, работая над парадными портретами своих сюзеренов, придерживались канона, заданного Бронзино. Его портреты членов семейства Медичи надолго сохранили за собой роль образчиков официального портрета. Учитывая ту роль, которую сыграли Медичи в судьбе Флоренции, и то положение, которое занимал при их дворе Бронзино, можно сказать, что художник навечно вписал свое имя в историю родного города. Он оставался одним из самых знаменитых флорентийских мастеров даже в те времена, когда маньеризм подвергался гонениям (и, что хуже, забвению).

Назад К списку работ