Искусство

История искусства

Бронзино (Аньоло ди Козимо ди Мариано)



Придворный художник Медичи

Благодаря покровительству семейства Медичи Бронзино стал одним из самых известных флорентийских живописцев XVI столетия.

Аньоло ди Козимо ди Мариано, известный как Бронзино, родился 17 ноября 1503 года во Флоренции, - а точнее, в ее пригороде Монтичелли, расположенном сразу же за городскими стенами. О семье и детстве живописца мы почти ничего не знаем. Даже Джордже Вазари, чьи "Жизнеописания", как правило, изобилуют подобными сведениями, на сей счет хранит молчание. Один из современников Бронзино, правда, говорит, что родители его были "людьми честными, смиренными и бедными". Нам приходится удовольствоваться этой скупой информацией.

Учителем Бронзино был Якопо Понтормо, один из известнейших художников своего времени. Вскоре Понтормо стал не только наставником, но и близким другом своего ученика, а затем даже усыновил его (будучи всего на девять лет старше Бронзино). Возможно, последнее Понтормо сделал, чтобы облегчить сыну "бедных и смиренных" родителей путь к успеху.

Бронзино, в свою очередь, поступив в мастерскую Понтормо приблизительно в 1515 году, не расставался со своим учителем до самой его смерти (Якопо Понтормо умер в 1556 году). Самая большая совместная работа учителя и ученика - росписи для флорентийской церкви Санта-Феличита, выполненные ими в 1526-28 годах. К этому времени Бронзино настолько хорошо усвоил манеру наставника, что теперь даже специалистам сложно установить авторство того или иного фрагмента этих фресок.

О самостоятельной работе Бронзино в эти годы говорить сложно, поскольку до нас дошли лишь считанные его полотна, находящиеся к тому же в сквернейшем состоянии. Можно лишь предположить, что к 1530 году живописец уже успел составить себе имя. Именно в это время его пригласили в Пезаро, где он пробыл почти два года при дворе правящей городом семьи делла Ровере. В 1532 году Бронзино написал портрет герцога Гвидобальдо делла Ровере (это самая ранняя из точно датированных работ художника).

Закончив этот портрет, Бронзино возвратился во Флоренцию. И сразу же, по просьбе Понтормо, принял участие в работе над оформлением виллы, принадлежавшей семейству Медичи. Как ни странно, искусствоведы не могут найти на этой вилле ни одной работы, которую с уверенностью можно было бы приписать Бронзино.

В 1537 году герцогом флорентийским стал Козимо I Медичи, унаследовав этот титул от своего убиенного двоюродного брата Алессандро. Козимо Медичи мечтал о том, чтобы его двор затмил пышностью и великолепием дворы прочих европейских правителей. Дабы воплотить в жизнь эту мечту, он собирал вокруг себя лучших скульпторов и живописцев. Бронзино получил первый заказ от герцога в 1539 году. Ему поручили "художественно оформить" торжества по поводу бракосочетания Козимо Медичи с Элеонорой Толедской, дочерью вице-короля Неаполя, который принадлежал в то время испанской короне. С этого момента Бронзино становится любимым мастером Медичи. Вплоть до самой своей смерти художник верой и правдой служил при дворе Медичи, выполняя многоразличные герцогские заказы (среди них были и парадные портреты членов семьи, и росписи в Палаццо Веккьо, и даже картины, которые Козимо Медичи посылал в дар своим политическим союзникам).

Приблизительно в 1548 году Бронзино посетил Рим. Вполне возможно, что эта поездка состоялась по инициативе и при финансовой поддержке Медичи. В Риме мастер впервые увидел работы Микеланджело. Его фреска "Страшный суд" в Сикстинской капелле поразила Бронзино.

Сразу же по возвращении во Флоренцию художник получил заказ на большой алтарный образ "Воскресение Христа" для церкви Сантиссима Аннунциата. Эту работу Бронзино смог завершить лишь через пять лет, в 1552 году. В этом же году он написал для церкви Санта-Кроче алтарный образ "Сошествие Христа в чистилище". Находясь под обаянием религиозных полотен Микеланджело, Бронзино пытался следовать его манере.

С течением времени Бронзино стал уделять все больше времени религиозной живописи. Наивысшим его достижением в этом жанре считаются фрески, созданные для флорентийской церкви Сан-Лоренцо. Этот заказ достался ему "в наследство" от Понтормо, который успел лишь начать работу над ним. Бронзино счел своим долгом завершить дело умершего учителя и приемного отца. Многие из этих фресок, к сожалению, погибли, но одна из них - "Мученичество святого Лаврентия" (1565-69) - все же сохранилась. Хотя "Мученичество святого Лаврентия" и не относится к числу наиболее известных творений художника, следует отметить, что эта фреска выполнена с большим мастерством.

В 1562 году умерла Элеонора Толедская, пользовавшаяся искренним уважением и приязнью Бронзино. А в 1564 году не стало боготворимого мастером Микеланджело. Череда горьких утрат повергла художника в глубокую скорбь, которую он излил в цикле сонетов. Тяжко болен был и неизменный покровитель живописца, герцог Козимо Медичи, из-за болезни почти отошедший от дел. Принцем-регентом при нем стал его сын Франческо. Молодой правитель не спешил предложить Бронзино место придворного художника. Тем не менее, мастер, "по старой памяти", продолжал работать по заказам семьи Медичи. Принимал он участие и в оформлении торжеств по случаю бракосочетания Франческо Медичи, состоявшегося в 1565 году. В договоре особо оговаривалось, что часть работы Бронзино (ввиду преклонного возраста) может передать своим ученикам.

Учеников у Бронзино было достаточно. Выделяется среди них Алессандро Аллори, весьма талантливый художник. Его отец был другом Бронзино. Он умер, когда Алессандро минуло всего лишь пять лет. Бронзино усыновил мальчика и взял на себя все заботы о его воспитании, повторив поступок своего собственного наставника, Якопо Понтормо. Вазари свидетельствует, что живописец относился к Алессандро Аллори с большой нежностью.

В 1563 году во Флоренции открылась Академия художеств, ставшая первым учебным заведением подобного рода в Европе. Бронзино был избран одним из ее руководителей. Другим - избрали Мике-ланджело. Последний принял это назначение с радостью, но, живя в Риме, разумеется, не мог принимать деятельного участия в жизни Академии. К тому же он вскоре умер. Третьим руководителем (думается, скорее "почетным", чем действительным) стал Козимо Медичи. Таким образом, основное бремя хлопот по обустройству и управлению Академией неизбежно должно было лечь на плечи Бронзино. Трудно представить себе более удачную кандидатуру на должность главы столь необычного в те времена заведения. Ведь Бронзино был не только выдающимся художником. Кроме живописи, мастер увлекался поэзией и слыл во Флоренции одним из умнейших и образованнейших людей.

Академические дела отнимали у Бронзино очень много времени. И все же художник находил в себе силы писать. Он полностью посвятил себя религиозной живописи, почти оставив жанр портрета, принесший когда-то ему славу. Правда, не все религиозные полотна мастера публика принимала благосклонно. Многие полагали, что обнаженная натура, которую Бронзино смело включал в евангельские или житийные сцены, способна пробудить в зрителе скорее непристойные, чем возвышенные и благоговейные мысли и чувства.

В последние годы жизни Бронзино помогал в работе его приемный сын Алессандро Аллори. Он же и закончил некоторые полотна, оставшиеся незавершенными после смерти мастера. В середине ноября 1572 года Бронзино тяжело заболел, а 23 ноября умер на руках своего ученика. Похоронили его во флорентийской церкви Сан-Кристофоро.

К списку работ Продолжение