Искусство

История искусства

Аннибале Карраччи



Великий реформатор


Благодаря своему таланту и трудолюбию Аннибале Карраччи стал одним из самых знаменитых живописцев своей эпохи. Но главное произведение художника - фрески Палаццо фарнезе - истощили его и физически, и духовно.

    Аннибале Карраччи родился в Болонье в 1560 году в семье Антонио Карраччи, зарабатывавшего на жизнь портновским ремеслом. Точной даты рождения художника мы не знаем, зато известно, что он был крещен 3 ноября 1560 года.

    Сведений о детстве и юности живописца до наших дней не дошло почти никаких. Два жизнеописания Карраччи, появившиеся в конце XVII столетия, во многом противоречат друг другу. В них содержится множество интересной информации, однако, увы, далеко не всегда ей можно доверять. Так, один из биографов художника утверждает, что он начинал свою "трудовую жизнь" в лавке отца. Другой же, напротив, говорит о том, что совсем еще мальчиком Карраччи отдали в ученики к ювелиру.

    Впрочем, оба биографа сходятся на том, что первым учителем живописи Аннибале, довольно рано решившего посвятить себя искусству, стал его двоюродный брат Лодовико Карраччи. Он был несколькими годами старше своего ученика. Кроме того, есть основания предполагать, что некоторое время герой нашего выпуска учился у Бартоломее Пассаротти, известного мастера из Болоньи. По крайней мере, его влияние прослеживается во многих ранних работах Карраччи.

    По-видимому, уже к началу 1580-х годов Аннибале Карраччи расстался со своими учителями, поскольку в это время мы обнаруживаем его путешествующим по культурным центрам Италии. Побывал молодой живописец, в частности, в Парме и Венеции, где изучал работы великих мастеров эпохи Возрождения. Предполагают, что во время этой поездки он познакомился с Тинторетто, Ве-ронезе и Якопо Бассано (в доме последнего он останавливался).

    В 1583 году Карраччи возвратился в Болонью, где в том же году написал алтарный образ "Распятие с Богоматерью и святыми" для городской церкви Санта-Мария делла Кари-та. Это самая ранняя из точно датированных работ художника. По словам одного из биографов живописца, ее сначала предложили Лодовико Карраччи, а тот, в свою очередь, не удовольствовавшись обещанной за нее суммой, передал заказ своему младшему кузену. Проверить эту информацию мы не имеем возможности. Но, действительно, именно в это время складывается "тройственный союз" Лодовико, Аннибале и Аго-стино Карраччи. В середине 1580-х годов они уже работают совместно над всеми масштабными проектами, и порою бывает очень сложно различить, который из братьев выполнил тот или иной фрагмент фрески. Рассказывают, что однажды Карраччи спросили, кто именно из них написал великолепную центральную часть фрески "Основание Рима" в болонском Палаццо Маньяни. Братья гордо ответили: "Это сделали все мы".

    Главная же заслуга "триумвирата Карраччи" состоит в основании болонской академии живописи. Идея ее создания родилась еще в 1582 году, когда вокруг Лодовико Карраччи собрался кружок молодых художников, объединенных общими взглядами на искусство. Члены кружка полагали, что итальянская живопись переживает глубочайший кризис, становясь все более формальной и безжизненной, и ставили своей целью возвращение к идеалам Высокого Возрождения. Они стремились сделать живопись более реалистичной и придавали особое значение рисунку с натуры. Все трое Карраччи, кстати, были "одержимыми рисовальщиками" и, как свидетельствуют биографы, "даже за обедом держали в одной руке хлеб, а в другой - уголь". Любовь к рисунку Карраччи прививали и ученикам своей академии.

    Сначала их заведение называлось "Академия жаждущих славы", но впоследствии братья переименовали его в "Академию вступивших на правильный путь". Тогда же академия перестала быть простым "клубом по интересам" и была признана официальной школой живописи. Среди учеников "Академии вступивших на правильный путь" числились, между прочим, многие художники, впоследствии ставшие очень известными. Здесь уместно назвать хотя бы Доменикино и Гвидо Рени.

    При том, что братья Карраччи очень часто работали вместе, каждый из них находил время и для "личного творчества". Особенно показателен в этом смысле пример героя нашего выпуска - Аннибале Карраччи писал жанровые сцены, портреты, мифологические картины, пейзажи, создавал графические работы и алтарные образы. Благодаря своей неиссякаемой энергии и недюжинному таланту, он вскоре стал самым знаменитым из всех Карраччи. Его слава докатилась до самого Рима, куда он и отправился в 1594 году по приглашению кардинала Одоардо Фарнезе. Кардинал желал, чтобы именно Аннибале Карраччи выполнил росписи в его дворце. Художник принял это предложение, но выговорил себе некоторое время, чтобы завершить начатые в Болонье работы. К фрескам Палаццо Фарнезе он приступил в 1595 году. И оказалось, что все, созданное им до этого, было лишь подготовкой к главному делу его жизни. Настоящая слава Аннибале Карраччи началась именно с росписей Палаццо Фарнезе.

    Главным помощником Аннибале в работе над этими фресками первое время был его брат, Агостино. Однако в 1600 году братья поссорились, и Агостино уехал в Парму. Ссора произошла, по-видимому, из-за того же, из-за чего обычно происходят все ссоры: нашла коса на камень. Действительно, современники говорят, что трудно было встретить более несхожих людей, чем Аннибале и Агостино Карраччи. Пожалуй, объединяли их только одинаковые взгляды на искусство. В остальном же они никогда не умели найти общего языка. В частности, надменный Агостино не мог понять той короткости, какую позволял себе Аннибале в общении с рабочими, и считал, что тот унижает свое достоинство, обедая с ними из одного котла. Наш герой, напротив, полагал, что людям, занятым одним делом, нечего чиниться между собой. Он довольно часто подшучивал над "аристократическими замашками" Агостино и словно в пику ему называл всех без исключения работников друзьями.

    Работа над росписями Палаццо Фарнезе была до крайности тяжелой и изнурительной, однако Аннибале Карраччи, в силу своей неутомимости, все же успевал выполнять и другие заказы. Именно в эти годы создан его самый известный алтарный образ "Успение Богоматери" (1601) для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо. Интересно, что в это же время для капеллы Черази трудился и другой великий художник - Караваджо (только с ним из современников и сравнивали Карраччи). Его "Обращение Савла" по сию пору находится здесь.

    В 1604 году фрески Палаццо Фарнезе были закончены. Казалось, этот момент должен стать триумфом художника. Он и стал бы им, если бы не кардинал Фарнезе, заплативший Карраччи за его титанический труд унизительно мало. Наш герой никогда не стремился к богатству, но такое неуважение оскорбило мастера. Душевное здоровье его, подорванное постоянным напряжением сил (бывали, и нередко, дни, когда за работой он забывал о пище и сне), пошатнулось окончательно. В последующие годы он пребывал в унынии и писал очень мало. Приступив было к работе над так называемыми "люнетами Альдоб-рандини" (картинами с закругленным верхом для украшения домашней церкви кардинала Альдобрандини), он вскоре передал их своим ученикам. Только два из шести люнетов принадлежат кисти мастера. В них он заложил основы "идеального пейзажа", на двести лет вперед определив развитие всей европейской пейзажной живописи. Остальные люнеты дописывал, по-видимому, Альбани - по рисункам Карраччи.

    В 1609 году художник посетил Неаполь, надеясь почерпнуть там новые силы для дальнейшего творчества, но, к сожалению, эти надежды не оправдались. 15 июля 1609 года Аннибале Карраччи скончался в Риме в возрасте всего лишь 48 лет. Согласно последней воле живописца, его прах погребли в римском Пантеоне рядом с прахом его вечного кумира Рафаэля.
К списку картин Продолжение