Искусство

История искусства

Аннибале Карраччи



Аннибале Карраччи. Выбор Геркулеса


Выбор Геркулеса (1596) Музей Каподимонте, Неаполь



Эта картина написана Карраччи для личного кабинета кардинала Фарнезе в Палаццо Фарнезе. В отличие от прочих работ для Палаццо Фарнезе, она выполнена не в технике фрески, а маслом на холсте, что позволило в 1662 году снять ее и заменить копией. Подлинник был сначала перевезен в резиденцию Фарнезе в Парме, а затем помещен в неаполитанский музей Каподимонте. Читатель наверняка уже встречался с картинами на подобный сюжет (обыкновенно такие полотна носят название "Геркулес на распутье"), но Карраччи стал первым живописцем, воспользовавшимся им. О выборе Геркулеса между путем порока и стезей добродетели он мог узнать из античной литературы, где этот сюжет появляется неоднократно. Согласно древним авторам, Геркулес был самым отважным и сильным из всех героев, но при этом его неудержимо влекло к чувственным наслаждениям. Рассказывают, что однажды ему повстречались на перепутье две женщины, и каждая позвала Геркулеса за собой. Одна предложила герою тернистый, но славный путь Добродетели, другая - легкую, но скользкую тропу Порока. Геркулес выбрал Добродетель. Итак, мы заранее знаем итог его мучительных раздумий, показанных Карраччи. Но художник столь живо и выразительно изображает их, что зритель на несколько секунд забывает о счастливой развязке и вместе с героем картины делает нелегкий выбор. Простая, решенная в духе фриза композиция, монументальные фигуры и тонкий колорит "Выбора Геркулеса" - все это демонстрирует преклонение Карраччи перед творениями мастеров эпохи Высокого Возрождения. Фигура главного персонажа полотна, Геркулеса, написана в сложной позе. Кроме того, живописец несколько искажает ее, дабы подчеркнуть рельефность мускулов героя.

Назад К списку картин Биография Продолжение