Искусство

История искусства

Мэри Кассат



Мэри Кассат. Молодые женщины в ложе


Молодые женщины в ложе (1882), Национальная галерея, Вашингтон



    "Сюжеты из жизни лож", столь популярные у импрессионистов, нашли свое отражение и в творчестве Мэри Кассат. Для картины "Молодые женщины в ложе" ей позировали дочь известного поэта Стефана Малларме и американка Мэри Эллисон. Нежно-персиковые тона, в которых написаны лица и фигуры девушек, подчеркивают их юную прелесть. Взгляды, грациозная неловкость, простота причесок и отсутствие украшений говорят о том, что героини Кассат еще не привыкли к "блеску большого света", что их лишь недавно начали "вывозить". Они еще словно стоят на пороге детской и со смущением и трепетным любопытством смотрят в тот мир, который кажется им таким же сияющим и ярким, как театральная сцена. Чем-то неуловимым сосредоточенная рассеянность этих девушек напоминает состояние Наташи Ростовой, вывезенной после зимы

    Для этой картины Мэри Кассат характерно сочетание линеарной композиции со свободной и смелой техникой письма. Полукруглые перила балконов, отражающиеся в зеркале, помещенном в глубине ложи, создают своеобразную "рамку" для портрета девушек.
    Необходимо отметить умение, с которым художница связывает воедино все детали композиции. Функцией связующего звена она наделяет здесь раскрытый веер. С одной стороны, он визуально сближает фигуры обеих героинь, подчеркивает то, что они сидят вплотную друг к другу. "Арка", начатая веером, продолжается плечом второй девушки и делит картину на две части - верхнюю и нижнюю. Кроме того, форма веера перекликается с изогнутыми линиями балконных перил и гладко причесанными головами подруг, что тоже добавляет устойчивости и "закругленности" всей композиции.
    Но главное внимание, работая над "Молодыми женщинами в ложе", Мэри Кассат уделила не столько композиции, сколько колориту. Доминируют здесь охристые тона, контрастирующие с глубоким сиреневым тоном, в котором написаны затененные участки. Эдгар Дега говорил, что для Кассат интереснее всего было исследовать в этой картине "игру света и тени на обнаженной коже и тонкой ткани". Светлые платья девушек, залитые светом люстр, почти неотличимы по цвету от их лиц и декольтированных плеч. В целом же и свет, и колорит "Молодых женщин в ложе" очень характерны для импрессионистической живописи.

К списку работ Биография Продолжение