Искусство

История искусства

Мэри Кассат



Мэри Кассат. Чаепитие


Чаепитие (1880), Музей изящных искусств, Бостон



Жизнь женщины из буржуазного общества была во времена Кассам очень замкнутой. Театральная ложа и несколько дружественных гостиных - больше, пожалуй, она нигде и не появлялась. В ночных кафе, кабаре и тому подобных заведениях, которые любили писать импрессионисты, приличные женщины не бывали. Поэтому выбор декораций для художницы, писавшей почти исключительно приличных дам, был невелик. Посмотрите на эту сценку. Кажется, что никакие волнения, никакие страсти не проникают в эту уютную гостиную с мягкими розовыми диванами. Говорят здесь исключительно об общих знакомых, о моде и воспитании детей, а уж никак не о политике. "Женский мир", как и мир детский, Кассат пишет правдиво. Даже и через сто с лишним лет у зрителя не возникает сомнений в достоверности "Чаепития" (другое название этой картины - "Файв-о-клок"). Здесь все вещественно, осязаемо, "так, как бывает". Молодая женщина зашла на чай. Видимо, она торопится, потому что даже не сняла шляпку. По манерному жесту, которым она подносит ко рту чашку, сразу можно заключить, что она не аристократка, а "буржуазка". Легко можно предположить, какие черты, лица (и даже какой характер) должны быть у этой особы, хотя из-за чашки видны только ее глаза и часть щеки. Скорее всего, она миловидна, но не более того, и любит посплетничать. Хозяйка гостиной, сидящая справа от нее, - это старшая сестра художницы, Лидия. Обе женщины смотрят через стол, где, вероятно, расположилась третья участница чаепития. Заметьте, как виртуозно пишет Кассат чайный сервиз - он так и сверкает начищенным серебром, помогая лучше передать атмосферу чопорного дамского чаепития.

Назад К списку работ Биография Продолжение