Искусство

История искусства

Поль Сезан



Обычные предметы, необычные образы

"Я хочу поразить Париж с помощью яблока", - писал Сезанн. Его новаторские натюрморты продолжают поражать и сегодня. И не только Париж, но весь мир.
Натюрморт родился в XVII веке в Голландии. Пережив короткий "золотой век", он понемногу отошел в тень. При этом есть несколько художников, для которых он продолжал оставаться ведущим жанром. Например, Жан Батист Симеон Шарден, всю свою жизнь писавший безупречные по композиции натюрморты. Но такие художники - исключение из правила.

Среди голландцев XVII века были и те, кто отличался виртуозной техникой изображения предметов, и те, кто прославился умением превратить натюрморт в символ, напоминающий о бренности бытия. Сезанн объединил в своих натюрмортах обе эти черты.

Этот жанр как нельзя лучше соответствовал творческой манере и темпераменту художника, любившего работать медленно и вдумчиво. Будучи человеком замкнутым, он, кажется, предпочитал иметь дело именно с неживыми предметами.

Наводя мосты между прошлым и будущим

Художественный стиль, созданный Сезанном, ознаменовал собой попытку соединить традиции старых мастеров и революционные открытия современной живописи. И эта попытка дала блестящие результаты
Художественный мир Сезанна динамичен, художник сильно менялся на протяжении своей жизни. Он начинал как романтик, почти анархист в живописи, а пришел в конце концов к строгости и самодисциплине. Его целью было согласовать заветы старых мастеров (с их духовным горением и отточенной техникой) со свежей и яркой манерой, характерной для европейских художников-новаторов XIX века. Сезанн не любил теоретизировать и сформулировал свою идею образно, сказав однажды, что хотел бы "переписать Пуссена еще раз с натуры". Другая яркая формула связана с его фразой о том, что своей задачей он видит "превращение импрессионизма в искусство, которое не стыдно выставить в музее".

Ранние работы Сезанна распадаются на три отдела. Один - это портреты. Второй - сцены, являющиеся плодом фантазии художника. Третий - натюрморты. Портреты, созданные начинающим Сезанном, по большей части, изображают членов семьи художника и довольно мрачны по колориту. Они писались толстым слоем краски, часто нанесенной не кистью, а мастихином.

Персонажи "придуманных" работ молодого художника поражают своей необычностью, яростью или эротизмом. Сезанн неизменно восхищался Эженом Делакруа, с картин которого сделал несколько копий, но его образы этого времени не имеют ничего общего с усложненными образами Делакруа. По сравнению с работами предшественника, его полотна выглядят сырыми и небрежными. Ничто в них не предвещает яркости и "неотменимости" позднего Сезанна. Глубокие перемены в творчестве художника относятся к началу 1870-х годах и связаны с именем Камиля Писсарро. Именно Писсарро посоветовал Сезанну не пренебрегать пейзажем. Он же помог ищущему художнику преодолеть пристрастие к мрачным тонам и открыть для себя преимущества света и цвета. Сезанн участвовал в двух выставках импрессионистов - этот внешний факт тоже свидетельствует о направлении его эволюции. Впрочем, он всегда держался несколько в стороне от этого течения. В отличие от Писсарро (не говоря уже о Моне), его больше привлекали материальность и величие формы, нежели изменчивая игра света и тени. Со временем эта особенность в творчестве Сезанна становилась все заметнее.

Импрессионисты во главу угла ставили требование закончить картину в один прием, чтобы успеть зафиксировать на полотне "мгновенное" ощущение. Сезанн же предпочитал возвращаться на выбранное место несколько раз, создавая более проработанный и "искусственный" образ.

Этот метод был для него тем более органичен, что в Провансе, где он, по большей части, писал, погода гораздо стабильнее, нежели в Париже, и ничто не мешало Сезанну подолгу работать в практически неизменных условиях. "Я могу писать на одном месте и три, и четыре месяца кряду, поскольку растительность здесь всегда одна и та же, - сообщал Сезанн Виктору Шоке. - У нас растут в основном оливы и сосны, а они никогда не меняют свое одеяние".

Там, где импрессионисты, стремясь "поймать миг", прибегали к мягким, воздушным штрихам, Сезанн пользовался уверенными, сильными мазками, делая свои полотна более объемными. В начале 1870-х годов, когда Сезанн самоопределялся, как художник, его краски еще сохраняли плотность и фактуру, характерную для раннего творчества, но письмо уже становилось тоньше и отточеннее. Некоторые поздние картины Сезанна написаны маслом настолько тонко, что производят впечатление акварелей. При этом части холста вообще не касалась кисть с краской.

Эволюция Сезанна была именно эволюцией - без особенных рывков, самоотрицаний и метаний из стороны в сторону. Поэтому не всегда возможно точно датировать его работы. Сам же художник делал это крайне редко.
ДОВЕРЯТЬ СВОЕЙ ИНТУИЦИИ
Но есть еще одна причина, затрудняющая датировку сезанновских работ. Художник часто оставлял свой труд незавершенным, чтобы вернуться к нему спустя какое-то время. Работа над полотном иногда растягивалась на месяцы и даже на годы. Результат в таких случаях получался довольно любопытным - позднейшие дополнения отражали новейшие взгляды Сезанна, в то время как основные принципы построения картины отсылали зрителя к стилю, характерному для автора на более раннем этапе творчества.

Сезанн писал неторопливо, доверяя своей интуиции, и каждое новое исправление делалось для достижения максимально точного, на взгляд художника, баланса формы и цвета. "Рисунок и цвет неразделимы, - учил Сезанн. - Чем гармоничнее цвет, тем точнее рисунок. Чем богаче цвет, тем совершеннее форма". Эти фразы как нельзя лучше описывают его собственные поздние работы, где глубина и перспектива переданы не только обычными средствами, но и за счет умелого использования тончайших, переходящих один в другой оттенков цвета.

Наблюдавшие Сезанна за работой вспоминали, что художник мог подолгу, задумавшись, стоять перед мольбертом. А потом наносил один-единственный мазок. И снова размышлял. Сам он часто говорил о тех трудностях, которые испытывает, "стремясь изобразить объемный мир на плоском холсте". Сезанн всегда старался создать продуманный образ, предварительно рассматривая его под различными углами. Это приводило к тому, что иногда пропорции и перспектива на полотнах Сезанна оказывались слегка искажены, - если того требовал конкретный композиционный принцип.
СЕЗАНН И XX ВЕК
Целое поколение молодых художников начала XX века, боготворя Сезанна, творило с оглядкой на него. Мысль о том, что картина - не раскрытое в мир окно, а двухмерная плоскость со своими законами изобразительного языка, стала центральной в авангардной живописи XX века. Это позволяет назвать Сезанна "отцом" современной живописи.

Его жизнь является ярким примером беззаветного служения искусству. Анри Матисс, купивший картину Сезанна в 1899 году, в 1936 году написал: "Она поддерживала меня в самые трудные моменты, принося утешение и служа источником вдохновения".
В тоске по совершенству
Трудно себе представить человека, более противоположного духу салонной игры и трюкачества, нежели Сезанн. Весь его путь в искусстве полон неустанного и неутолимого стремления к совершенству. И ориентировался он в этом стремлении, прежде всего, на природу, на которую пытался взглянуть не замутненными ничем глазами. Ничем, даже культурой. И хотя он очаровывался работами старых мастеров, но, тем не менее, Лувр называл всего лишь азбукой и призывал "отбросить все прекрасные формулы великих предков для того, чтобы изучить и выразить природу". Его живопись - это лирика в красках, лирика с неповторимым сезанновским стилем, отличающимся своим уравновешенным и монументальным, замкнутым и сосредоточенным характером.
Назад К списку работ