Жан Батист Симеон Шарден
Мальчик с юлой (1741)
Дети
Детские портреты кисти Шардена и по сей день восхищают зрителей. Даже и закованные в неудобные, "деревянные" камзольчики и тяжелые платьица, дети на картинах
мастера все равно выглядят непосредственными и подвижными. Работая над детским портретом, Шарден предпочитал изображать ребенка "в действии", занятым каким-либо
делом (по тому же пути он шел почти всегда, когда писал взрослых людей). Выставляя детские портреты, он, опять-таки, называл их обыкновенно не "портретами",
а жанровыми сценами. Подобных "сцен" в творческом наследии Шардена предостаточно. К ним можно отнести, например, картину "Мальчик с юлой". Она была показана
в Салоне 1738 года и сразу же стала столь популярна, что художник написал еще несколько работ, варьирующих тему игры мальчика с волчком. Вверху вы можете
видеть копию "Мальчика с юлой", сделанную автором в 1741 году. Неизменным спросом пользовались и гравюры с шарденовских детских портретов, как правило,
снабжавшиеся подписью морализаторского содержания. Так, на гравюре, сделанной с "Мальчика с юлой", читаем: "Отдавая себя всецело в руки Судьбы, человек
превращается в бесконечно крутящийся волчок" . Нужно ли говорить, что Шарден не имел никакого отношения к моральным сентенциям этого рода ? На следующей странице
помещена картина "Девочка с воланом" (1737), написанная мастером в пару к "Карточному домику". Этот портрет маленькой барышни, разрумянившейся от игры в волан
(сейчас бы мы сказали - в бадминтон), несомненно, принадлежит к числу шедевров французской жанровой живописи XVIII столетия. Замечательны также "воспитательные
картины" Шардена, к которым относится, в частности, "Молитва перед обедом", где художник ясно высказывает свою точку зрения на проблему "воспитания добрых нравов",
так заботившую философов того времени.
Назад | К списку работ | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер