Джорджо де Кирико
Тревожащие музы (1917), Фонд Джанни Маттьоли, Милан
В классической мифологии музами называли дочерей Юпитера и Мнемосины, покровительниц наук, поэзии и искусств. Числом
их было девять.
Де Кирико создал этот шедевр в 1917 году в Ферраре, сразу после нервного срыва, приведшего его в госпиталь.
Впоследствии художник сделал две копии с "Тревожащих муз". Сочетание строгих архитектурных форм, манекенов с безглазыми лицами,
индустриальных построек и загадочных "геометрических" предметов формирует тревожную атмосферу картины.
Кажется, что огромная городская площадь погружена в мертвую тишину. Три статуи соотносятся с классическими
музами. Головокружительная глубина перспективы образована сходящимися линиями, похожими на деревянные доски. Вдали виднеется замок
д'Эсте, одна из достопримечательностей Феррары. Слева от него расположена фабрика, и ее кирпичные трубы перекликаются по цвету с
темно-красными стенами замка. Справа выглядывает портик классической постройки, бросающий резкие тени. Голова левой фигуры
напоминает воздушный шар, поднявшийся в зеленое небо. Безликая голова центральной манекена положена рядом с ящиком, служащей для
него сиденьем.
"Метафизической школе" был отпущен недолгий век - пять, от силы шесть лет. Если ее рождение датировать 1916 годом
(когда встретились и нашли общий язык де Кирико и Карло Карра), то финал приходится на 1921 год (когда были написаны последние
концептуальные "метафизические" полотна). После этого еще год атмосфера, объединившая художников вокруг этого знамени, дотлевала в
журнале "Valori Plastici". Это была своеобразная вспышка такой интенсивности, что на язык просится термин "откровение". Впрочем,
представители школы свое мировидение как "откровение" и воспринимали.
Разумеется, на пустом месте ничего не возникает. Де Кирико, как лидер школы и как неповторимый художник, не
явился подобно гомункулу из пробирки - к своим утверждениям этого времени он упрямо пробирался в пространстве и времени,- многие
особенности, отличающие "метафизическую живопись", без труда выявляются в его произведениях парижского периода. По обыкновению,
требуются, во-первых, некая искра, как бы промывающая глаза на собственное творчество, и, во-вторых, то, что называется
"концепцией", "идеологией". Такой искрой можно считать судьбоносную встречу двух художников в госпитале Феррары,- "концепция" же
оформилась в журнале "Valori Plastici". Последнее, кстати, случилось во многом благодаря брату де Кирико, писавшему под псевдонимом
"Альберто Савиньо". Именно Савиньо сформулировал два основных понятия "метафизической" поэтики ("призрачность" и ирония),- в его же
текстах впервые появилась тема "манекена", ставшего фирменным знаком всей школы.
Как бы то ни было, картина "Тревожащие музы", влекущая своими загадками, была настоящим манифестом
"метафизической живописи" - до всех внятных и невнятных текстов, пытавшихся трактовать и направлять новое движение. Всего не
объяснишь словами. Но кое-что можно почувствовать. Перед нами - вариант побега из надоевшей реальности, дурачащей многих, но не
всех (а именно в этом следует искать истоки авангардных попыток того времени). Где-то здесь и святая вера в преимущества детского
взгляда на мир, не стесненного путами человеческой логики. О "детском", как идеале, не раз говорил и сам де Кирико.
К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер